Сонет (итал. sonetto,
от прованс. sonet —
песенка) - классическая твердая форма европейской лирической поэзии из 14 строк
с различной строфикой и рифмовкой, одна из самых популярных поэтических форм,
начиная с XIII века, когда он родился в Италии (отцом сонета считается Петрарка,
написавший известные 317 сонетов о Лауре, новую форму поддержал Данте и многие
другие итальянские и испанские поэты Возрождения). Изначальная строфика сонета
была такова: два катрена и два терцета с рифмовкой abab
abab cdc dcd (с вариантом для
катренов abba abba и
для терцетов cde cde). Сонет,
выполняющий только эти условия, называют сонетом
с итальянским типом рифмовки, поскольку оригинальный сонет в Италии писался одиннадцатисложником (см. Силлабическое
стихосложение).
Во Франции сонеты писали двенадцатисложником с
опоясывающей рифмовкой катренов: abba
abba и двумя вариантами для
терцетов: ccd eed или ccd
ede. Эта форма покорила многих поэтов Франции, и такой вариант рифмовки стал
называтьсяфранцузским.
Эксперименты с формой. Во всех
странах поэты экспериментировали со строфикой и рифмовкой сонета - располагали
катрены и терцеты в произвольном порядке, писали дистихами, добавляли в
двурифменный рисунок катренов одну или две рифмы, приписывали строки в конце
(так называемый сонет с кодой),
использовали сонеты как строфу в больших произведениях, построенных свободно или
по определенному закону (венок сонетов).
С течением времени еще одной устоявшейся формой сонета в европейской поэзии стал английский
вариант, прославленный Шекспиром: три катрена и двустишие (называемое
сонетным ключом), написанные пятистопным ямбом, c рифмовкой abab
cdcd efef gg.
В русской поэзии сонетом (традиционнно, как и в немецкой, писавшимся почти
исключительно 5- и 6-стопным ямбом) вплотную занялся Пушкин и, как и все поэты,
увлекающиеся твердыми формами, создал свой вариант: 4-стопный ямб с рифмовкой AbAbCCddEffEgg (прописные
- женские рифмы, строчные - мужские) и, хотя такой сонет записывается одной
14-строчной строфой, структурно это три катрена со всеми вариантами рифмовки
(перекрестной, попарной и опоясывающей) и двустишие. Сюжетно пушкинский сонет
также распадается на четыре части: первый катрен - завязка, второй — развитие,
третий — кульминация и двустишие — сонетный ключ, подводящий итог. Создав свой
сонет, Пушкин сразу же использовал его как строфу и написал "Евгения Онегина"
(со свободным построением), поэтому сейчас этот вид сонета называетсяонегинской
строфой.
В двадцатом веке вариантов сонета с помощью синтеза других классических твердых
форм, разнообразия стихотворных метров и ярких творческих экспериментов было
создано великое множество: тайный и потайной сонеты, моноримический сонет, рондель
с кодой, сонет
триолетно-октавный, сонет-пентолет (двойной
триолет), терцетный и дисептетный сонеты, три вида японских сонета, газельный
сонет, сонет-кольцо, поминальный сонет и многие другие. Нами собрано больше 200
разновидностей сонета, но мы знали ценителя поэзии, жалевшего, что "еще в
советские времена читал, но по молодости не переписал, самиздатовскую рукопись
неизвестного русского поэта", в которой было описано ровно 1400 различных типов
сонета (по сто на каждую строчку классической формы). Надеемся с ней еще
ознакомиться :)
Вариантов использования сонета как строфы помимо традиционного венка
сонетов, в прошлом веке также появилось много:гирлянда (без
магистрала и зацикливания), цветок (из
сонетов-колец с магистралом, состоящим из строк-ключей) с четырнадцатью и
произвольным количеством лепестков, терцетные двулистники и трилистники,
связанные рефренным двустишием в середине, кольца и браслеты (с
магистралом-самоцветом - другой твёрдой формой, оправленной в сонетную вязь) и
многие, многие другие.
В одной статье всех стихотворных примеров сонета и использования его как строфы
не приведешь - думается, ЛиРу не поддерживает такой объем текста для одного
поста :), поэтому для каждой формы будет создана отдельная более подробная
статья, а здесь будут приводиться ссылки.
Сонет к форме
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
Валерий Брюсов, 6 июня 1895.