БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ
Говорят: «Бойтесь своих мечтаний -- у них есть обыкновение сбываться». Но, клянусь, я даже
не мечтала о победах в престижных международных конкурсах. Все же, как ни
пытайся с этим бороться, живет в большинстве из нас – я не исключение! – неистребимый
провинциализм «Куда уж нам!», который моя мудрая мать метко характеризовала
поговоркой «Дай бог нашему теляти волка поймать».
Но вначале осени коллеги из Нижнего Новгорода прислали ссылку на сайт «Живое слово», где была размещена информации о приёме материалов на седьмой международный конкурс с тем же названием. И пожелание-рекомендацию: «Я думаю, вам стоит в нем поучаствовать. Только имейте в виду: сроки подачи материалов заканчиваются»
Я «купилась» на то, что финалистов конкурса традиционно приглашают в пушкинское Болдино. Побывать там, где гений русской словесности написал лучшие свои произведения, почувствовать на себе воздействие болдинской природы, очарование тех мест – кто из творческих людей не соблазнится такой возможностью? И, руководствуясь давним принципом, что первое (хоть далеко не главное!!!) условие победы в любом конкурсе – это участие в нем, я наудачу, не особо надеясь, что попаду в число финалистов, отправила то немногое, что было у меня написано на русском языке – «ваять» специально для конкурса нечто новое просто не было времени…
На конкурс было прислано 1200 работ в различных номинациях. Жюри определило 40 финалистов, которые были приглашены на фестиваль в Большое Болдино: конкурс -- как в советские времена в самые престижные вузы. Можете представить мое ликование, когда я узнала, что прошла его!!!
--Я надеюсь, ты не слишком рассчитываешь на победу? -- осторожно поинтересовалась моим настроением перед отъездом дочка.
Какая еще победа? Я уже победила, попав в число финалистов! А отдать мне, белоруске, первое место в номинации «Печатные СМИ», в которой я участвовала, в конкурсе, где главным и определяющим является мастерство владения русским словом, для россиян, с моей точки зрения, было бы, по меньшей мере, непатриотично. Тем более, что уже по фамилиям и адресам финалистов я видела, какой собирается состав участников фестиваля: Москва. Санкт-Петербург, Иркутск, Томск, Пермь, Ростов-на-Дону, Магадан, Благовещенск, Кемерово, Нижний Новгород, Смоленск, Барнаул, Казань, Калининград, Астрахань… А еще – Финляндия, Азербайджан, Словакия, США… И все больше центральные, в крайнем случае – областные СМИ. А тут – никому не известная районная газета «Астравецкая праўда» из небольшого городка Беларуси…
…Нам рассказывали, что до того в Болдино почти две недели беспрестанно шел дождь. Нас же встретило улыбчивое, скромно-ласковое осеннее солнце – говорят, оно еще никогда не изменяло участникам фестиваля и, независимо от времени его проведения, всегда спешило к ним на свидание. Остается только удивляться, как Нине Зверевой, известной российской тележурналистке, обладателю премии ТЭФИ, члену Академии российского телевидения, которая придумала этот конкурс и фестиваль и по сей день является его главным организатором, удается «организовать» еще и небесное светило?!!
Знакомство с Большим Болдино начинается с его сердца – музея-заповедника и усадьбы Александра Сергеевича Пушкина. Поразительно: усадьба, хоть и сменила множество хозяев, пережила революции и крестьянские бунты, сохранилась в общем и целом в том же виде, в каком была почти три столетия назад. И удивительное чувство охватывает, когда входишь в кабинет, где на потемневшем от времени столе лежат рукописи и рисунки Александра Сергеевича, стоит чернильница с гусиным пером, диван, на котором он отдыхал после прогулок верхом… Такое впечатление, что барин только что дописал очередную главу «Евгения Онегина» и отправился прогуляться по парку…
А пушкинский парк… Ловлю себя на мысли, что белорусская осень, при всей своей похожести, все же совсем другая – более разноцветная, что ли? Наши березки, на западный манер кокетливо оголив свои белые коленки, зеленоватую еще, пышно взбитую модную стрижку приукрасили желтовато-бурым «мелированием», там и сям кокетливо вплели яркие ленты – но тем не менее желтеть-«седеть» не торопятся. Клёны вслед на этими модницами франтовски примеряют красные, бордовые, коричневые, с зеленью камзолы, ревностно оберегая каждый листик-пуговку… А здешние, болдинские, березки хороводятся в длинных, до земли, ярких сарафанах, словно облитые снизу доверху прозрачным солнечным светом, клёны также оделись им в тон – и сыплют, сыплют под ноги свою красоту: рисуйте, собирайте в букеты или просто слушайте, как шелестит она под ногами, если вам от этого хорошо…
Пушкинский парк, залитый солнцем, застланный ковром, еще зеленый травяной фон которого расписан узором из прозрачного золота осыпающейся листвы кленов и берез; с прудами, на черной недвижимой глади которых неизвестный художник из причудливых разводов ряски и желтых листьев создал гениальные, неподвластные человеческой руке пейзажи -- он незаметно ворует тебя из повседневной суеты и берет в сладостный и желанный плен, из которого не хочется освобождаться. Там еле слышная -- только для тех, кто хочет ее услышать -- осенняя симфония опавшей листвы под ногами, там -- деревенский пейзаж с деревянной церквушкой с резными наличниками на взгорке, встреча на березовой аллее с испуганно-любопытным ежиком… Там царит такое спокойствие и умиротворение, что порой кажется: из суматошного, никуда-и-ничего-не-успевающего 21-го столетия ты на несуществующей машине времени незаметно для себя перенесся в позапрошлый век… И становится понятным, почему Александр Сергеевич, приехав в Болдино накануне своей женитьбы в 1830 году по делам и застряв здесь из-за эпидемии холеры, так полюбил болдинскую осень. Почему ему так легко и вдохновенно творилось тут – и почему хотелось, несмотря на приличное расстояние, приезжать сюда вновь и вновь, почему он мечтал, как свидетельствуют его письма, забрать жену и детей из шумной и склочной северной столицы и поселиться в болдинской тиши и уединении. Ах, как жаль, что не успел это сделать -- сколько бы еще гениальных произведений, вероятно, тогда пополнило бы всемирную пушкиниану.
Мы покидаем пушкинскую усадьбу – во второй половине дня нас ожидает насыщенная программа. Не скрою – уходим с некоторым раздражением: ну почему так скоро, почему расписание фестиваля такое строгое и такое «скупое»? Ведь пушкинский музей -- это самое главное, только из-за этой экскурсии по усадьбе и парку стоило приехать в Болдино!
Однако, забегая наперед, скажу, что с теми же мыслями мы покидали каждую новую встречу: ну почему так быстро, неужели нельзя продлить? И только во время прощания вынуждены были признать правоту неукоснительно соблюдающей регламент Нины Зверевой и поблагодарить ее за эту неукоснительность. По опыту зная, что основной недостаток всех наших мероприятий – не успели самое главное! – обязана признать, что, не растекаясь мыслию и делами по Болдино, мы, тем не менее, успели все. И было бы просто обидно чего-то из того, что было запланировано программой, не увидеть или увидеть в скомканном виде. Потому что тут был сплошной эксклюзив – во всяком случае, для меня.
Да, думаю, не только для меня. Далеко не всякий и не каждый день может запросто побеседовать с Владимиром Познером. Как он выучил русский язык – об этом рассказал в своем эссе один из признанных виртуозов владения словом, который, тем не менее, стал учить русский уже в зрелом возрасте. А поскольку на фестивале случайных людей не было, для всех финалистов слово – основной рабочий инструмент, то и вопросов к Владимиру Познеру было много. Нужно отметить, что звезда не только российской тележурналистики совсем не «звездилась» -- Владимир Владимирович подробно и искренне отвечал на многочисленные вопросы, давал практические советы и короткие, но необычайно яркие и полезные мастер-классы в конкурсе «Живые истории».
А еще он писал вместе с нами диктант – да-да, обыкновенный школьный диктант. Хотя, впрочем, лукавлю: не совсем обыкновенный и совсем не школьный. Его авторы, ведущие программы «Грамотей» на радио «Голос России» Юлия Сафонова и Виктор Свинцов каждый раз готовят новый – совсем непростой! – текст для финалистов фестиваля «Живое слово», основанный, конечно же, на пушкинской тематике -- и проверить уровень своей грамотности могут все желающие. Орден победителю, допустившему наименьшее количество ошибок, вручается независимо от наличия или отсутствия у него прочих регалий и званий. Так что учителя русского языка и студенты, приглашенные на фестиваль, практикующие журналисты, профессора, известные теле- и радиоведущие соревновались на равных. И как выяснилось во время разбора работ, ошибки – впоследствии многие из них были признаны строгими «преподавателями» допустимым вариантом -- делали те же… После диктанта у меня появился дополнительный повод для повышения собственной самооценки: как оказалось, белорусы знают русский не хуже профессоров российских вузов. Как говорится, мелочь, а приятно…
Настоящей школой мастерства стал конкурс на лучшего теле- и радоиоведущего – подобный впервые проводился на этом фестивале. Его придумала известная телеведущая Светлана Сорокина и провела вместе с «живо-словской» «мамой» Ниной Зверевой. Мне, газетчику, было очень интересно и полезно наблюдать, как работают коллеги. Кто знает – возможно, пригодится…
Работа СМИ в современных условиях, когда объём информационных потоков увеличивается в геометрической прогрессии; откуда «есть пошел» русский мат, какой должна быть цензура для нецензурной лексики, какие слова и словечки все более активно входят в нашу повседневную лексику и что тут хорошо, а что такое плохо – каждое эссе приглашенных на фестиваль мастеров было откровением, после каждого казалось: вот это – самое нужное, самое главное, самое интересное, почему же время заканчивается так быстро?!!
…А потом был пушкинский бал! С дамами в платьях с кринолинами и кавалерами, которые умеют танцевать не только вальс и польку (даже таких у нас, к сожалению, становится все меньше), но и мазурку, и котильон! И готовы были научить этому всех желающих!
Первый день фестиваля организаторы определили как рабочий, а второй сделали праздничным. Болдинцы к фестивалю традиционно приурочивают свой День города (для несведущих: село Большое Болдино – это районный центр в Нижегородской области). С чествованием лучших работников, с песнями и плясками. И народной ярмаркой, где рекой лился самогон и особой популярностью пользовалась брага – 5 рулей за стакан. Признаюсь честно, как меня ни уговаривали, попробовать жидкость бледно-розового цвета из огромной бутли так и не решилась… А вот соленые грузди да пироги на любой вкус – с удовольствием: ах, какая вкуснятина!
В одну большую праздничную площадку превратилась в этот день и усадьба Пушкина, и парк. На лужайке перед барским домом взрослые и дети вспоминали позабытые народные игры. Гостей у входа встречала Золотая рыбка и обещала выполнить любое желание – ну что же, за язык ее никто не тянул, пусть теперь вертится, как хочет…
И вообще, чудеса в этот день встречали посетителей усадьбы на каждом шагу: и Леший бродил, и Русалка на ветвях сидела, и Кот ученый искал свою где-то утерянную златую цепь, и Царевна Лебедь прогуливалась по берегу озера, одаривая прохожих царственной улыбкой и охотно фотографируясь с желающими. А по озеру в лодке, украшенной осенними листьями, катался с милой барышней, наблюдая за происходящим на берегу, сам Александр Сергеевич…
Церемония награждения победителей конкурса традиционно происходит на большой веранде пушкинского дома. Весьма символично получить в таком месте главную награду фестиваля – серебряный Орден ручной работы с символикой фестиваля «Живое слово», сделанный в уникальной технике Казаковской скани, который сам по себе -- произведение искусства… «Повезет же тем, кто получит такую награду в таком месте,» -- подумала перед началом церемонии награждения.
Оказалось, что таким «везунчиком» стала и я: моя работа была признана лучшей в номинации «Печатные СМИ». Пока я приходила в себя от неожиданности и радости, Золотая рыбка подавала для последующего вручения награду и соответствующий диплом президенту газеты «Известия» Владимиру Мамонтову -- и загадочно улыбалась. Но ведь об этом я ее даже не просила – не посмела. Честно! С перевыполнением работает чаровница…
Но главное, чтобы не забыла Золотая рыбка об основном… Очень хотелось бы побывать в Болдино на фестивале «Живое слово» еще раз. И необязательно в качестве победителя. Потому что этот фестиваль -- как раз тот случай, когда участие – это уже победа!
Нина
РЫБИК