ТРЁХЭТАЖНАЯ   РИТОРИКА   А.НОВИКОВА

Литературный критик Александр Новиков отправляется «в творческий отпуск» (?), на прощанье разразившись бранью, как сапожник. После привычного экскурса по литературным сайтам на его портале нас ожидают просто неподражаемые перлы: «Хочется сказать: «Ну Литкритика. бэ-у, ну б...дь!». Но не скажу...» Или вот ещё цитата: «перефразирую «Натюрморт» Иосифа Бродского:

Я вам не вещь

Меня нельзя грохнуть

Сжечь или распотрошить,

Сломать.

Меня можно бросить,

Но я

Очень громко крикну:

«Ё…а мать»…»

Что ж сразу так то? — хочется с непреодолимым чувством разочарования обратиться к первоисточнику. Нет, И.Бродского не будем поминать всуе. А вот работа новиковского портала litkritika.by вызывает множество нареканий. И проблемы эти лежат на поверхности.  Досадно, что руководство СПБ, в ряды которого А.Новиков недавно пробился, их упорно не замечает.

Нет, конечно, мы — люди взрослые, не ханжи какие-нибудь, порой попадая молотком по пальцу, что называется, за словом в карман не лезем. Но здесь случай особый. Интернет-портал Новикова litkritika.by преподносится как цитадель «правильного мышления», а сам Александр Новиков провозгласил себя радетелем национальной культуры, рьяным борцом за качество современного литературного контента. К великому сожалению, необузданные амбиции смотрителя портала давно вышли как за рамки литературного творчества, так и за грань нормальной человеческой этики. Какие-то туманные экзерсисы, словоблудие и околополитические дрязги взяли верх над конструктивным подходом. Возможно, портал мог бы принести реальную пользу, если бы не пресловутый человеческий  фактор. Как часто бывает, когда хочешь, чтобы было «как лучше», у А.Новикова получается как-то совсем непривлекательно.

Казалось бы, указанный интернет-портал — электронное СМИ, находящееся с недавних пор под покровительством высших должностных лиц СПБ, имея свою аудиторию, должен нести исключительно позитивный посыл, выполнять важную просветительскую миссию; делать это с максимальным чувством такта, меры и здравым смыслом. Вместо этого, экзальтированные практики и теоретики литературы то с бахвальством потрясают здесь своими регалиями, то в бесконечных трактатах с маниакальным упорством поучают нас «как не надо писать». Умора да и только. При этом в статьях и самого А.Новикова, и творческом наследии прочих «просветителей» зачастую наблюдается наплевательское отношение к орфографии и пунктуации; белорусский язык беззастенчиво уродуется и коверкается на все лады. Я, дескать, по профессии — не филолог, с меня и взятки гладки — выгораживается А.Новиков. Если уважаемая литератор со стажем, неискоренимый член СПБ, постоянный сотрудник портала пишет статью о теме маленького человека (кстати, всегда чрезвычайно актуальной), то как можно исковеркать фамилию главного героя гоголевской «Шинели»?! Вне всякого сомнения, на такие промахи настоящая литературная критика не имеет права. Как когда-то говорили, «такой хоккей нам не нужен».

Но вопросы, коих в СПБ уже накопилось, и они требуют разрешения, хочется адресовать всё же на самый верх: Николай Иванович! Зачем нам всё это? Когда взят курс на единение — дело то одно делаем — зачем сеять смуту, плести интриги, разобщать наши ряды? Во имя каких национальных ценностей со страниц литпортала, получившего статус официального органа СПБ, нас кроют матом всякие оголтелые мизантропы, виртуальные эстеты с большой дороги? Кого вы приняли в Союз? Вы, ответственный человек, возглавляющий Национальный Комитет по нравственности, мудрый бессменный лидер нашей литературной семьи, неужели не видите, что творится у вас под носом? Зачем выдавать за литературную критику грязные разборки, кляузы и пасквили в адрес наших коллег, независимо от их политических убеждений и гражданской позиции? Самое время вспомнить о наших национальных добродетелях — памяркоўнасці і талерантнасці. Скорее всего, яркие авторы, талантливые, самодостаточные люди покидают СПБ именно по причине нашей с вами этической беспринципности, моральной аморфности. Им просто не выжить в псевдолитературной среде, где по-хамски навешивают ярлыки, бесцеремонно делят на своих и чужих, «наших» и «не наших». И всё это выдают за так называемое «правильное мышление». Печально, что такая ситуация получила одобрение некоторых коллег, которые склонны называть бесценное благо — мир в наших рядах и общественное спокойствие «болотом». С таким успехом и понятие  «белорусская литкритика» может получить ругательный, нецензурный оттенок.

Мы все знаем, что в сфере общественной нравственности нам есть над чем работать. Поп-звезда Мадонна на своих концертах в Украине и России во всеуслышание со сцены демонстрировала своё знание русского мата. В следующий раз концерты распоясавшейся поп-дивы пройдут в этих странах не скоро. Матерщина, как её называют более респектабельно — ненормативная лексика — сплошь проникает в содержание литературных произведений, отличает стилистику многих современных авторов. Такая литература получает свободный доступ к потребителю, теснит на полках магазинов литературу нравственно полезную, этически полноценную, без перегибов. Её уже подробно изучают студенты, о ней пишут научные работы, с ней считаются. Глядишь, ещё чуть-чуть, и литераторы с нецензурной бранью обратятся к сидящим за партами нашим детям. Как нам тогда бороться за чистоту нравов и культуру общения? Какую смену взрастим; какую нацию мы сформируем? Не проглядеть бы…

На мой взгляд, главная задача современного белорусского литератора — не только и не столько обеспечивать себе большие тиражи и высокие гонорары, а не допустить скатывания к вседозволенности и нравственной слепоте, всеми средствами противостоять этому злу. Ведь недаром ещё совсем недавно литераторов называли инженерами человеческих душ. Серьёзность ситуации в том, что наш  Союз писателей — общественная организация, известная далеко за пределами Беларуси. Её деятельность вполне может рассматриваться в качестве содержательных штрихов к коллективному портрету нации. А подобные ненормативные гримасы белорусской литкритики могут этот портрет серьёзно подпортить.

Вместо постскриптума. Прошу считать данные рассуждения моим официальным ходатайством в Совет Гродненского областного отделения Союза писателей Беларуси инициировать на более высоком должностном уровне исключение Александра Новикова из СПБ.

                                                                                     Дмитрий РАДИОНЧИК,

                                                                                           член СПБ, г. Гродно