КАК
Я ПИШУ СТИХИ
Константин Дмитриевич Бальмонт
Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая.
5 И
пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда — не сочиняю.
<1905>
Галина Кислицына
(Ответ К.Д. Бальмонту)
Я чистый лист сложу гармошкой,
Закладкой в книгу положу.
Отдавшись мысли сокровенной,
Свои признания пишу.
Они приходят так внезапно,
Накрывши с головой меня,
Что мне приходится украдкой
Писать пришедшие слова.
Мой чистый лист всегда со мною,
Чтоб быстрым росчерком пера
Поговорить с самой собою,
Иль не засну я до утра.
Мне надобно принять быстрее
Меня окутавший поток.
И с каждым разом все смелее
Разматываю свой клубок.
Со слов своих сплету узоры,
Окрашу их в чистейший цвет.
Я вытку с них Души просторы
И одарю весь Белый Свет.
Джон МаГвайер
Сегодня
я решил поговорить с Вами немного о том, как я пишу стихи. Возможно, кому-то из
Вас это будет полезно, в плане перенимания успешного опыта.
Главное правило: основной враг стихов – твой разум! Чем больше думаешь, тем
хуже получается... Как с этим бороться? Я пишу стихи так: беру ручку и решаю,
что сейчас напишу стих, не важно о чем... Затем просто
слушаю себя, свои мысли... Иногда на этом все и заканчивается, ничего не
приходит, но чаще всего просто появляется первая фраза, и я ее записываю, за
ней приходит следующая и так далее. И не важно, что смысла в них вроде бы
сначала нет и рифма хромает или отсутствует... Тут
самое главное не останавливаться, не давать разуму начать тебя критиковать и
привлекать твое внимание к мелочам. И не важно, что написано с ошибками.
Главное – слушать этот поток мыслей и записывать быстро-быстро...
Человек – не разум, не мозги и не тело)))) Человек –
бессмертное духовное существо, живущее в теле и управляющее им с помощью
разума...
Вот сейчас перед вами компьютер. У него есть разум – это его память и всякие
программы, на него установленные. Но вы – не эти программы,
хотя именно вы ими управляете, запускаете их работу и останавливаете, стираете
их, если они больше не нужны, и устанавливаете новые))) Одним своим решением мы
можем установить в разуме программу, которая будет писать за нас стихи, или
выдавать нам рифмы, но это всего лишь программы. Не они создают шедевры,
они просто графоманят по-черному, вот все... Конечно,
они могут подключаться для проверки чего-то написанного, но только ПОСЛЕ того
как это уже было написано... Они найдут правильную рифму и заменят
повторяющиеся слова на синонимы, они сделают много чего, но ПОСЛЕ...
Понимаете? Просто попробуйте сесть и записать поток своих мыслей... А потом
откорректируйте его! Поверьте, это просто)))
Не получится – ничего страшного! Главное, не думать: «О, нет! Это не
имеет смысла... а тут рифмы нет... а это слишком фривольно...» Все это правится
потом. Но именно вы – бессмертное духовное существо, способное к созданию чего
угодно – можете создавать великолепную поэзию, читая которую многие будут
плакать или смеяться, переживать вместе с вами, любить или ненавидеть! Просто будьте
живыми! Когда я пишу стихи, я частенько слышу еще и музыку, и мысли обычно
хорошо ложатся на этот мотив... Он может быть простой
или сложный – не важно... Но это очень помогает: придерживаться определенного
ритма! Все остальное, по-моему, не важно... Размер, рифма – это все
корректируется после, главное – это мысль, именно она создает что-то
прекрасное! Попробуйте, и, возможно, у Вас это получится, и наш сайт украсят
новые шедевры! Я в это верю!
Спасибо,
что прочитали это до конца!
Марина Шамсутдинова
Задумалась сегодня над тем
,как я пишу свои стихи и почему встречаю на них
диаметрально противоположные отклики и отзывы.
Так что набросала для себя, чтобы
разобраться… тем кому это интересно - присоединяйтесь…
Я пишу звуком, для меня слово на
письме это только транскрипция, записанная так по договоренности со словарями и
правилами, для меня гораздо важнее знать, как слово звучит, чем как оно
пишется:
…Палачей тоже оплачут.
Траурный сервис им
По скупому тарифу оплачен,
После смерти притиснут в строй.
По стандарту — оградки, рябинки.
Пару дней некрологи, поминки,
А потом тишина и покой…
И железною тумбой стой
Под облупленною звездой…
(Марина Шамсутдинова)
Для меня в творчестве нет никаких
ограничений, я не связана никакими литературными групповыми обязательствами и
запретными темами. Есть только понятие соразмерности и смысловой оправданности.
Своими «нельзя и не положено» – поэты загоняют себя в такие узкие рамки, что
дальше только пустота или верлибр… Убери такой автор
свою фамилию из текста в каком-нибудь тематическом альманахе и он уже не
отличит и не узнает своих стихов.
По красной, озябшей, кленовой ладошке
цыганочка-осень гадает
Что было, что будет
читает в прожилках, снега да мороз предрекает.
Минорные вальсы на ливневых струнах
играет, выводит шарманка.
В рябиновых бусах, туманом укрыта,
колдует красотка-цыганка.
(Елена Бланкет)
Незаметно лето пролетело:
В золото оделися
леса
Ярким пламенем горят на солнце
Ягоды рябинового куста.
Клён стоит одетый,как на праздник-
Все цвета одел он на себя.
На верхушке шапка золотая,
По бокам багряная листва.
(Тамара Клюева)
Небо, сохрани багрянца медь,
разгони тоску и стынь!
Лучше бы вам, тучи, улететь
и вернуть благую синь!
"Осень, не грусти!" – поют
дожди.
В музыке звучит ответ:
"Скоро бабье лето – подожди,
вижу среди туч просвет!"
(Юрий Гардаш)
Выбрала первые попавшиеся тексты про
осень, чтобы показать, каким узким может быть у поэта путь смыслового
заимствования, если идти на поводу у самой доступной рифмы и самого затертого
образа. Здесь и цветаевский «рябиновый куст», и «
клен озябший и оледенелый», и «синь –стынь и багрянец
меди», и» дожди-подожди», « В багрец и золото одетые
леса,».
Раз уж пишу о стилистическом поиске
смысла , рифм и образов, дам цитату и из своего стиха,
которая не претендует на какое-то поэтическое совершенство, но доказывает, что
об осени и осенних деревьях можно писать и не прибегая к устоявшимся
стилистическим канонам, если хорошо поискать…
Как лист зеленый пожелтеет день,
Наполнится усталостью и прелью.
И там, где слух разбужен был капелью
Уснет мудрец под медный звон травы,
…………………………………………..
Как пёстрые несушки на насесте
Деревья,
оперенье из листвы теряют.
Перья – листья, перья вместе
Набьют подушки пышные зимы.
Всё станет ждать, когда отверзнув слух,
Вдруг встрепенется солнечный петух,
Разбудит свой курятник оголтелый…
Образ, картинка, рифма – все это
способно увести поэта в новое художественное пространство, создать цепочку
новых словесных рядов и озадачить читателя неожиданным смыслом.
У нас в законе субкультура!
Там варят суп из ножки стула,
……………………
Нас упакуют в суп-набор,
То культурист, потом фашист
В строю шагает активист
И череп на косой пробор.
…………………
… Курицы принцессы,
Перья кринолином,
Ходят по насесту
В пёстрых платьях длинных.
…………………..
Уведёшь дорогой дальней
Ты меня мой, конь педальный.
………………………
Вчера ходил по дому Гоголем,
Сегодня смотришь Львом Толстым.
Вчера налили, выпил, много ли?
Сегодня боль, похмельный дым.
………………….
Гроздь бананов, как кисть Фредди Крюгера,
Кровь варенье сочит, в блюдце
умерло.
Мёда гнойные, липкие лужицы...
Не смотри по ночам фильмы ужасов!
…………………
На улице дождь,
Москва принимает душ.
Сажу с кожи сдерёшь,
Щенячьих наделаешь луж.
………………………..
Меня как чайку
Вихрь занёс
На острую гальку
Колючих звезд.
……………………….
Читателю заклеить рот,
Надеть вериги,
А браконьер за ним придёт,
Он в Красной Книге…
Виктор Голявкин
Иду я как-то по
пионерлагерю и в такт напеваю что попало. Замечаю: получается в рифму. Вот.
Думаю, новость! Талант у меня открылся. Побежал я к редактору
стенгазеты. Женька-редактор пришёл в восторг.
- Замечательно,
что ты стал поэтом. Пиши и не зазнавайся.
Я написал
стихотворение о солнце:
Льётся
солнца луч
На голову мне.
Эх, хорошо
Моей голове!
- Сегодня с утра
идёт дождь, - сказал Женька, - а ты пишешь о солнце. Поднимется смех и всё
такое. Напиши о дожде. Мол, не беда, что дождь, мы всё равно бодры и всё такое.
Стал я писать о
дожде. Правда, долго не получалось, но, наконец, получилось:
Льётся
дождь
На голове мне,
Эх, хорошо
Моей голове!
- Не везёт тебе, –
говорит Женька, - дождь-то кончился – вот беда! И солнце пока не показалось. Сел
я писать о средней погоде. Тоже сразу не выходила, а потом вышло:
Ничего
не льётся
На голову мне.
Эх, хорошо
Моей голове!
Женька-редактор
мне говорит:
- Смотри, вон солнце опять показалось.
Тогда я сразу
понял, в чём дело, и на другой день принёс стихотворение:
Льётся
солнца луч
На голову мне,
Льётся дождь
На голову мне,
Ничего не льётся
На голову мне.
Эх, хорошо
Моей голове!
Моя философия стихосложения
На мой взгляд, можно выделить три основных
слагаемых стихотворения: смысл, ритм и звуковая гармония. Ритм
– это жизнь стихотворения, его время, его пульс, звук – пространство, в котором
оно живет, а смысл – то, ради чего оно живет. Если чего-то не хватает,
хорошему стихотворению не быть. И все три составляющих должны гармонировать
друг с другом. На-пример, для минорных мыслей – минорное звучание, для мажорных мыслей –
мажорное зву-чание (иногда, правда, используют прием
соединения противоположного – подобное можно встретить у Битлз – но это
делается осознанно, максимально выверено и с четким понимани-ем,
для чего это нужно и какой эффект это даст). Или другое: размышлениям
скорее подой-дет размеренный
ритм, а передаче экспрессии что-то более быстрое. Конечно, жестких правил нет,
и не может быть – гармонию нужно чувствовать. При этом чувство гармонии может
быть разным, поэтому у одних поэтов один читатель, а у других – другой.
Смысл.
Конечно, многие живут без особого смысла – но
разве назовешь это жизнью? Так и стихотворение без смысла, по мне, не
стихотворение. Смысл при этом я понимаю широко. Например, пейзажная картина
может иметь своим смыслом передачу настроения художника, неко-торого импульса, который стимулирует у зрителя
мыслительный или творческий процесс, отклик на этот импульс (яркий пример –
японские хокку/хайку).
Пейзажная картина в литературе также может иметь другую цель: настроить
читателя на нужный лад, подготовить его к восприятию того, что будет дальше.
Стихи без смысла, на мой взгляд, могут служить только средством
самосовершенствования (тренировки, если хотите), но никак не могут быть
законченным художественным произведением. К сожалению, они часто встречаются
(например, из-за этого я перестал жить активной жизнью на Стихи.ру, большого количества времени у меня нет, а шансы
найти жемчужину за то небольшое время, что я смог уделять, с расширением ресурса
стали стремиться к нулю). К счастью, последнее не касается участни-ков конкурса (наверное, здесь стоит сказать
спасибо жюри, производившему отбор).
Лично для меня важна особая точность в передаче смысла, не поддаваясь на
искушения (порой многочисленные) исказить смысл в угоду другим составляющим,
например, красивой рифме. При этом, конечно, пока я сам не почувствую в
стихотворении гармонию, оно будет лежать в столе (если вдруг времени на
доработку нет, а мысль донести нужно, скорее переделаю такое стихотворение в
прозу).
Ритм.
«Ритм – это основная сила, основная энергия
стиха» (В.Маяковский). Ритм – это пульс стихотворения (и я глубоко убежден, что
при правильном прочтении пульс читающего действительно подстраивается под ритм стихотворения).
Чаще всего используют постоянный ритм (и связанный с ним размер) в рамках
одного стихотворения. Но это хорошо, когда постоянство пульса действительно
обусловлено ситуацией. Например, описание мирного пейзажа (медленный пульс),
размышления (невысокий пульс), какие-то регулярные действия (средний или
высокий пульс), истерика (очень высокий пульс). Часто же бывает, что в стихотво-рении происходит целая
жизнь (на разных пульсах), что требует и управления ритмом. Таким образом,
может получаться достаточно сложный ритм в рамках одного стихотворения.
Управление ритмом всем нам хорошо знакомо в другом контексте – по
кинематографу, где одним из генераторов ритма служит длительность кадров (если
совсем условно, то это про-межуток
времени между переключением с одной камеры на другую), и соответственно час-тота их смены. Классический пример: кто-то опаздывает
на проходящий поезд – показывают то того, кто опаздывает, то подходящий к
платформе поезд, с частым переключением камеры между этих двух объектов. Я тоже
стараюсь управлять ритмом внутри стихотворения, когда этого требует ситуация.
Это сложно, и не всегда, может быть, это получается. Здесь мне еще расти и
расти. К тому же часто это происходит интуитивно.
Особая трудность состоит в передаче сложного ритма читателю. Передача ритма,
во-первых, с помощью размера. Для русского языка это особые конструкции из
ударных и безударных слогов. А, например, для латинского, в
котором не так выражено интонационное ударение, это конструкции из длинных и
коротких слогов (гласные звуки различаются по длительности звучания).
Также для передачи ритма, кроме, размера, существуют знаки препинания и разрывы
между строками (диктующие паузы различной длительности там, где они
используются). К сожалению, даже знаки препинания неподготовленный читатель
часто «проглатывает». А это не только нарушает ритм (в случае маленькой паузы,
оформленной запятой, искажение ритма минимально), но иногда и искажает смысл
(пример можно найти в указанной статье В.Маяковского). Расстановка знаков препинания
чаще всего диктуется грамматикой русского языка (есть только небольшие
«лазейки», например, авторская расстановка тире, и то, в определенных случаях).
Больше свободы в управлении ритмом дает разбиение строки на несколько строк или
на подстроки (пример – «лесенка» во многих стихах Маяковского). Загвоздок две: неэкономность использования пространства на бумаге (поэтому
нужно применять только тогда, когда это действительно необходимо) и требование
определенного навыка у читателя (без этого навыка такое разбиение строк будет
не помогать, а мешать).
Звуковая гармония.
Как я написал выше, звук – это пространство,
в котором стихотворение живет. Совершенно так же, как краски для картины. Без
красок нет картины, без звука нет стихотворения. Как и разные краски, разные
звуки говорят о разном. Поскольку звук воспринимается
человеком через органы чувств, то все, что дает звук, впитывается на
чувственном уровне. И звуковую гармонию сложно формализовать – её можно только
почувствовать. При этом каждый чувствует ее по-своему. Но в целом, я бы сказал
так: звуковая гармония – это то, что придает стихотворению целостность, делает
стихотворение одним живым организмом. Человек, являясь одним из чудеснейших
созданий природы, на самом деле состоит из отдельных микрочастиц. Но между
этими микрочастицами есть связи, и гармоничное соединение множества микрочастиц
позволяет воспринимать человека, как единое целое, самостоятельное, живущее
своей жизнью.
Важную роль в звуковой гармонии играют рифмы (похожие по звучанию сочетания
звуков), как раз и являющиеся теми связями, которые соединяют стихотворение
воедино, придают ему законченную форму. Чаще всего рифмой называют созвучие
концов строк, но связывать можно не только концы строк (понятие связи ведь и
вправду значительно шире): В.Маяковский в своей статье приводит примеры
рифмовки начал строк, конца одной строки и начала следующей и др.
И наконец, тонкий момент: слишком гладкая рифма часто не останавливает
внимания, читатель может гладко проскочить её, пропустив и смысл. Именно
поэтому лично мне действи-тельно
тяжело воспринимать идеальные по форме стихотворения: они отлично передают на-строение (интуитивное, чувственное восприятие работает
на пять с плюсом), но смысл проходит мимо (все сливается в одно, мозгу не за
что зацепиться, сверхтяжело выделить главное, особенно, если нет ярких
образов).
Как итог.
Как я написал вначале, в хорошем
стихотворении, на мой взгляд, все три составляющих (смысл, ритм и звуковая
гармония) должны гармонировать друг с другом. Перекос в любую сторону мешает
Читателю правильно понять Автора. Мне хочется, чтобы меня понимали правильно, и
я стремлюсь к гармонии, так как её вижу и чувствую, пусть даже у меня это не
всегда получается.
http://soyuz-pisatelei.ru