Из чего складывается стих?



Техника и вдохновение — две важнейшие составляющие стихосложения. И если вдохновение — понятие весьма эфемерное, то техника написания стихов определяется достаточно четко. В любом случае, даже самому талантливому поэту необходимо достаточно близкое знакомство с ней — «неграмотно» написанные стихи будут «спотыкаться», плохо звучать, практически любое (исключение — специально использованные «ошибки») отступление от канонов будет значительно ослаблять весь текст. 

Тремя столпами, на которых строится техника, являются рифма, ритм и образ. При этом рифма может использоваться далеко не во всех техниках, ритм может быть рваным, а вот образность в действительно сильном стихе необходима. Тем не менее, поэт должен уметь обращаться со всеми тремя перечисленными составляющими. Ритмические повторения ударений, определенное количество слогов в строке стихотворения и строк в строфе выплетают ритм стиха. Сбиваться с него нежелательно — это сильно ослабит стихотворение. 

Рифма — это созвучность окончаний строк в строфе. Созвучные окончания могут чередоваться в разном порядке, разными по количеству созвучий группами. В случае, если поэт использует рифму (как это бывает чаще всего), важно добиваться того, чтобы эти созвучия были «чистыми». Иными словами окончания строк должны быть наиболее схожими по звучанию — это сделает стих мелодичным. Кстати, работа со звучанием стиха позволяет добиться особой выразительности. Рычащие, грохочущие слова в стихе о грозе, шуршащие и немного щекотные звуки, описывающие шелк — такие приемы позволяют добиться особой реалистичности стихотворения. 

Однако основным слагаемым все-таки становится образ. То, насколько сильно, ярко поэт передаст читателю суть стихотворения и определит, станет ли его творение действительно хорошим стихом или останется просто набором рифмованных строчек. Работа с образами должна вестись непрерывно. Только постоянно совершенствуясь в образности мышления и изложения, поэт может стать настоящим, подлинным стихотворцем.

Рифма в стихотворении


Рифма — это созвучие окончаний строк в строфе стихотворения. Ее использование позволяет придать стиху особую выразительность, акцентировав внимание читателя на ритме стиха. В русской поэзии рифмование строчек происходит путем подбора слов, имеющих созвучные ударные слоги. Чаще всего рифма формируется использованием слов, относящихся к одной и той же части речи — это позволяет значительно упростить поиск созвучия. 

Существует несколько наиболее распространенных видов рифм, в числе которых женская и мужская рифмы, а также дактилическая и гипердактилическая рифмы. Мужская рифма предполагает создание созвучия путем подбора в конец строки слов, последние слоги которых являются ударными, при женской рифме ударными должны быть предпоследние слоги слов, стоящих в концах строк. 

Созвучие в дактилической рифме формируют третьи с конца строки слоги, в гипердактилической рифме свободными от ударения являются последние три слога строки, а созвучие формируется путем использования четвертых с конца ударных слогов. 

Кроме того, выделяют точные и неточные рифмы. При использовании неточной рифмы созвучными являются только последние ударные слоги строк. Слоги, расположенные за ними и свободные от ударения не обязательно должны иметь схожее звучание. Точная рифма предполагает полное созвучие окончаний — как в ударных слогах, так и в безударных слогах в окончаниях строк.

Классификация стихотворных размеров


Под размером в поэзии понимается определенное чередование ударных и безударных слогов в строке стихотворения. Именно это чередование определяет и ритм, и само звучание стиха. При этом выбранные чередования ударных и безударных слогов могут повторяться несколько раз в одной строке. Важно, чтобы ритмический рисунок являлся одинаковым для всех строк или групп строк в стихотворении. 

Существует несколько стихотворных размеров, в числе которых ямб, хорей, амфибрахий, дактиль и анапест являются наиболее распространенными. Ямб — это повторение пар ударных и безударных слогов, в которых второй слог является ударным. Как правило, при использовании ямба в одной строке пары слогов повторяются пять или шесть раз. Хорей отличается от ямба тем, что в парах слогов ударными являются первые слоги, а свободными от ударения вторыми. Чаще всего в одной строке используется 4, 5 или 6 пар. 

Дактиль — это размер, предполагающие чередование трех слогов, первый из которых является ударным, а второй и третий — безударным. Чаще всего в поэзии используется 2-, 3- или 4-стопный дактиль. Амфибрахий также предполагает чередование трех слогов, из которых тот слог, что стоит в середине, является ударным, а первый и последний слоги в каждом повторении свободны от ударения. Этот размер не так часто употребляется в русской поэзии, причем в большинстве случаев поэты используют 3- или 4-стопный амфибрахий. Анапест — это трехстопный размер, при котором ударным является последний слог в каждом из чередований. Наиболее распространенным является употребление анапеста, при котором в строке чередование ударных и безударных слогов повторяется 3 или 4 раза.

Разновидности стихотворений


Сегодня выделяется несколько видов стихотворений, отличных от привычных нам «классических» стихов. Каждый из этих видов имеет свои особенности и свою специфику как в написании, так и в восприятии. Одной из достаточно интересных разновидностей стиха является акростих. Такие стихотворения предполагают подбор начальных букв каждой строки стиха таким образом, чтобы вместе при прочтении получившегося столбца снизу вверх или сверху вниз получалось некое слово или короткая фраза. При написании акростиха с помощью начальных букв дополнительно увеличить выразительность поэтического произведения, передать некое послание или указать на скрытый смысл стиха.

Смешанный стих — это всегда достаточно сильное с эмоциональной точки зрения произведение. В таком стихе можно варьировать количество стоп в строке и строк в строфе, а также изменять стихотворный размер. Результатом становится «рваный» ритм, который в некоторых случаях позволяет придать стихотворению большую выразительность. 

Вольный стих похож на стих смешанный, однако при написании таких произведений, необходимо строго придерживаться ритма и рифмы. В результате получается стихотворение, воспринимающееся совершенно не так, как традиционные стихи. Верлибр — это разновидность стиха, которая предполагает строгое деление текста произведения на строки и строфы. Ритма, размера и рифмы автор верлибра может не придерживаться. Такой, достаточно вольный способ написания стихов позволяет создавать произведения, более всего напоминающие особенно выразительную и эмоциональную разговорную речь. 

Белый стих — это разновидность поэтических произведений, предполагающая полную свободу от рифмы и строгое соблюдение требований метрики. Такие стихотворения достаточно легко воспринимаются на слух и вместе с этим становятся особенно выразительными благодаря тому, что их авторы имеют большую свободу в выборе выразительных средств. 

Стихи в прозе находятся на границе поэзии — здесь нет ни размера, ни деления текста на стопы или строфы. Содержание таких стихотворений всегда является подчеркнуто поэтическим, однако на слух стихи в прозе часто воспринимаются именно как прозаические, а не поэтические произведения.

Основные поэтические приемы

Поэтические приемы — это самый настоящий арсенал поэта. Использование каждого из них позволяет сделать стих более выразительным, передать скрытый смысл или некие эмоции, сделать само звучание стихотворения более интересным. Например, одним из наиболее распространенных приемов является использование эпитетов — выразительного средства, призванного подчеркнуть, выделить те или иные качества описываемого объекта. С этой же целью используются сравнения. 

Употребление троп связано с использованием слов в переносном, иносказательном значении — оно позволяет несколько усложнить стих, сделать его более интересным для восприятия. Похожий стихотворный прием — синекдоха, предполагает иносказательность в том, что связано с количеством объектов (множественное число в этом случае заменяется единственным, и наоборот). Довольно распространенными приемами в поэзии являются метафора и аллегория, при употреблении которых свойства, присущие одним объектам, приписываются описываемому предмету или явлению. 

Еще один прием — олицетворение, предполагает перенос качеств одушевленного объекта на объект неодушевленный. Подобных приемов, позволяющих придать стиху тот или иной оттенок, расширить его смысл, усложнить его восприятие, существует достаточно много. Грамотное их использование является одним из базисов в поэзии — во многом именно выразительность стихотворения делает его поэтическим произведением.

Что такое «быть поэтом»?


Быть поэтом — что это такое? Часто поэты нам видятся несколько странными людьми, полностью отвлеченными от бытового, погруженными в свой внутренний мир. Однако это не совсем так. Безусловно, поэт обладает более тонким восприятием, он более чувствителен и эмоционален, однако зачастую его талант вполне мирно уживается с какой-нибудь вполне прозаической профессией. 

В первую очередь, быть поэтом — это уметь видеть красоту и эмоции там, где обычные люди их не замечают. При этом поэт должен уметь не только замечать, но и передавать словами свои впечатления, мысли переживания. Поэтому с одной стороны увлеченность поэзией предполагает обостренное восприятие окружающего мира, а с другой — постоянную работу над техникой, лексиконом, выразительностью и т.д. 

Таким образом, истинная поэзия — это не только талант, но и тяжелый труд, результатом которого должны становиться подлинные, сильные, выразительные стихи.

Как развивалась поэзия?


История поэзии — очень обширная тема, на изучение которой могут уйти годы и десятилетия. Тем не менее, за время существования поэтического искусства оно прошло не так уж много фаз, качественно отличающихся друг от друга. Именно их мы и рассмотрим с тем, чтобы иметь представление о том, как именно происходило развитие искусства стихосложения. 

Сегодня можно говорить о том, что поэзия появилась на свет еще в те времена, когда человечество не было знакомо с письменностью. Практически все поэтические произведения того времени отражали некие исторические события, прославляли воинов или исторических личностей. Таким образом, поэты того времени дополнительно играли роль историков и летописцев. 

О золотом веке поэзии можно говорить, начиная с железного века истории человечества. Поэзия прославляет личные качества воинов и различных деятелей, в том числе и управителей государств. При этом поэзия начинает требовать от авторов большего мастерства и больших знаний об окружающем мире. В результате поэзия начинает становиться искусством в полном смысле этого слова. 

Постепенно поэзия, равно как и общество, в котором она создается, приобретает все более цивилизованные черты. Поэзия становится более выразительной, авторы охватывают все большее количество тем, в их распоряжении оказывается множество способов и методов изложения их мыслей и переживаний. Для этого периода характерно большое число опытов — поэты стремятся в как можно большей степени развить искусство.

Эти фазы в развитии поэзии периодически сменяют друг друга, каждый раз выходя на новый уровень. Именно поэтому некоторые критики говорят о том, что поэзия сегодня не ведет ни к чему новому — это лишь совершенствование ранее созданных методик, своего рода шлифовка. Тем не менее, с течением времени появляются новые жанры этого искусства и по мере того, как поколения поэтов сменяют друг друга, сама поэзия постепенно меняется, подстраиваясь под реалии того времени, в котором она существует.

http://7ls.ru