О роли литературы и писателя в современном мире

 

…Еще совсем недавно считалось чем-то само собой разумеющимся, что писатели - это властители дум, защитники и выразители высоких нравственных норм. Сегодня на смену традиционной культуре, ориентированной на личностное возрастание, приходит культура массовая, в основе которой лежат принципы потребления, развлечения, досуга. В этих условиях писателям становится все труднее следовать своему истинному призванию - свидетельствовать о непреходящих ценностях, об идеалах, к которым должен стремиться человек, художественным путем раскрывать внутреннюю борьбу ради достижения этих идеалов, показывать драматизм того, что означает поиск целей и смысл человеческой жизни. Потребительское отношение сегодня проникло буквально во все сферы жизни, и литература здесь не исключение. Если мы посмотрим, что у нас пользуется особым спросом в книжных магазинах, то станет ясно, что в сфере беллетристики - это книги, построенные на остром сюжете, на быстрой смене событий и острых перипетиях в жизни героев, где наблюдается подмена мысли действием. Вместо мысли, вместо подлинной драмы, отражающей сложные перипетии человеческого бытия, мы имеем "экшн", который приучает человека к некоему эмоциональному допингу, а не к трезвому осмыслению жизни. Такая литература отучает человека от размышления, призывает к поверхностной оценке явлений, не дает точных нравственных ориентиров. В результате подобное чтение усредняет, духовно обезличивает читателя, сливая его с толпой, делая его неким атомом массовой культуры, и в этом кроется большая опасность для всего общества. Для такого человека критерии добра и зла просто перестают существовать, и это явление поистине катастрофично для любого общества. Мы всё чаще сталкиваемся с узаконенным нравственным релятивизмом, который доходит до культурного, интеллектуального и духовного одичания людей. Потом, конечно, мы хватаемся за голову, когда оказываемся свидетелями бурных обсуждений человеческих трагедий на телеэкране или когда лицом к лицу сталкиваемся с умопомрачающими случаями отношения родителей к детям или детей к родителям, когда содрогаемся от количества детских самоубийств. Но было бы, наверное, странно, если бы всего этого не было. Ведь общество и личность отучаются от самоанализа, от погружения в самих себя, от движения по пути нравственного, духовного и интеллектуального возрастания в их целокупности. Это, конечно, не просто обедняет личность - это искажает саму природу человеческого общества, потому что    общество может жить только при наличии определенного морального консенсуса, некой нравственной общности, а если общество атомизируется, то этот нравственный консенсус разрушается, общество перестает быть обществом.
…Современный взгляд на развитие общества не предполагает никакой другой общей платформы, кроме права. Есть закон - извольте соблюдать закон. Кто закон не соблюдает, тот является правонарушителем. Морального консенсуса не нужно. Но если серьезно подумать, то ведь никакого права не может быть без морального консенсуса. Право призвано отстаивать справедливость, а справедливость есть нравственное понятие. Если в обществе не формируются нравственные идеалы, то такое общество не способно достичь и нравственного консенсуса, а значит, право "повисает", право без нравственной основы перестает быть убедительным и эффективным, а нередко и отторгается человеческим обществом или отдельными индивидуумами. Отсутствие в сознании человека границ между добром и злом приводит, в свою очередь, к разрушению самого понятия "культура", ибо без этих границ культура теряет почву, становится пустой, вырождается и умирает. Искусство, не признающее ориентиров в нравственном и прекрасном, становится антиискусством, а культура - антикультурой. Определение этих границ - дело совести каждого художника. Выход за границу культуры ведет к нарушению не только этических, но и эстетических начал. Нравственное безобразное становится художественным безобразным, ведет к потере творческой ценности произведения и к разрушению человеческой личности, а нравственная безобразность общества, в свою очередь, способна перейти в более страшный недуг, когда нация перестает ощущать себя единым целым.
Мы крайне нуждаемся в     достойных примерах, образцовых поступках, которые вдохновляли бы нас становиться лучше, добрее, благороднее, нравственно чище, которые возвышали бы человека, а не принижали его, не доводили до животного состояния, не отдавали во власть инстинктов и страстей. И такие примеры люди должны находить, в том числе, в художественных произведениях. Современные писатели, к сожалению, зачастую становятся заложниками сложившейся ситуации. Как говорится, массовый спрос рождает массовое предложение, но данный принцип, применимый в первую очередь к экономическим отношениям, совершенно неприемлем в жизни духовной. Писатель всегда призван помнить об истинном смысле своего служения, служения, которое сродни пророческому, служения, на которое он поставлен Самим Богом - не формально, а через сообщение Богом человеку таланта быть писателем. Талант - это Божий дар, и если Бог дает этот дар, то тем самым Он поставляет человека на особое служение. Ведь именно так талант воспринимали и Пушкин, 175-летие со дня смерти которого мы отмечаем в этом году, и Гоголь, и Достоевский. Наши великие писатели, воспитанные не только на светской культуре, но и на Евангелии, на слове Божием, на творениях святых отцов, перенесли в тексты своих произведений многое, что пришло из христианской традиции, воплотили в образах высокий нравственный идеал.
…Русская литература по природе своей христианка. Впитавшая в себя свет христианского учения, классическая русская литература в советское время оставалась едва ли единственным разрешенным духовным чтением и богословием в образах. Когда Церковь была лишена возможности открыто проповедовать, именно литература во многом взяла на себя роль хранительницы национального духовного наследия. Ей мы обязаны тем, что сохранили свою историческую память, что не прервались культурные и духовные связи между поколениями. Сегодня, когда полки в книжных магазинах ломятся от избытка литературы на любой вкус, неискушенному читателю иной раз очень непросто разобраться во всем представленном разнообразии. Надеюсь, что данная премия, призванная отмечать среди множества писателей и поэтов тех, кто вносит значительный вклад в духовную и культурную жизнь страны, поможет нашим соотечественникам сориентироваться в современном литературном процессе.
…Ни в коем случае не следует отделять произведение от личности автора, от его жизненной позиции, от его отношения к Родине, к семье, к ближним, от его философских взглядов и убеждений. Будем помнить о той огромной ответственности пред Богом, которую мы несем за каждое произнесенное и написанное нами слово, чтобы не получилось, как в одной из басен Крылова, в которой покрытый славой сочинитель, представ пред Господом, получил большее наказание, чем разбойник, - потому что его сочинения продолжали оказывать губительное влияние на души людей и после его смерти.
…Мне представляется очень важным поощрение молодых писателей, особенно тех, кто трудится в том направлении, о котором я сказал выше. Сегодня это настоящий подвиг, в каком-то смысле требующий мужества идти против общего течения. Но настоящие писатели и настоящие поэты, которые оставили след в истории нашей литературы, всегда в той или иной мере шли против течения. Пророк не может идти по течению, иначе он превращается просто в лодочника, который гребет в ту сторону, куда легче плыть. У пророка всегда должно присутствовать мужество, в том числе идти против течения, возвещая Божию правду. И если эта правда провозглашается через художественную литературу, то не меньше ответственности на том, кто несет это слово своим ближним.

 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл