Родионов Виталий Константинович

 

Композиторские традиции Гродненщины

 

В 1939 году в Белостоке Григорий Романович Ширма создает Белорусский государственный ансамбль песни и танца, который с самого начала фашистского нашествия выступает на фронтах Великой Отечественной войны. После Победы коллектив обосновывается в Гродно. В 1950 году ансамбль переводят в Минск, где он получает статус Государственного хора БССР, а пятью годами позже Государственной академической хоровой капеллы Белорусской ССР. До 1970-го Г.Р.Ширма остается ее бессменным художественным руководителем. За плодотворную общественную и музыкально-просветительную деятельность Григорию Романовичу присваивается почетное звание народного артиста СССР (1955), его выбирают председателем правления Союза композиторов Белоруссии (1966).

На протяжении шестнадцати лет работает концертмейстером хоровой капеллы демобилизованный из армии Юрий Семеняко. В своем творчестве основное внимание он уделяет вокальным и музыкально-сценическим жанрам. По натуре Семеняко – лирик. Его композиторский дар раскрылся в таких песнях, как «Люблю тебя, Белая Русь», «Расцветай, Беларусь», «Беларусь – моя песня», которые отличаются особой мелодичностью. Проникновенными лирическими песнями наполнены оперы и оперетты композитора, как, например, опера-поэма «Зорька Венера» (1970). В 1974 году Юрий Владимирович Семеняко удостоен звания народного артиста БССР, в 1978-м он становится председателем правления Союза композиторов Белоруссии.

Поистине неоценимы заслуги Г.Р.Ширмы и Ю.В.Семеняко перед белорусской национальной культурой. Их деятельность в значительной мере определила пути развития музыкального творчества Принеманского края.

В ансамбле песни и танца Г.Р.Ширмы пел Александр Константинович Шидловский, впоследствии заслуженный деятель культуры Республики Беларусь. Это его слова и музыка песни «Сколько в небе звезд», задушевная мелодия которой сделала ее популярной далеко за пределами области и Беларуси. Многие годы он возглавляет Гродненский областной Дом народного творчества. Близость к народным истокам вдохновляла композитора на сочинение замечательных песен.

Вокруг Александра Константиновича группируется целая плеяда композиторов-песенников 1950-1960 годов: Павел Радолицкий, Антон Волынчик, Евгений Петрашевич, Марк Копп и другие.

После А.К.Шидловского директором Дома народного творчества назначается его друг и сподвижник Марк Александрович Копп. Он содействует возрождению народных промыслов: кузнечного, керамики, резьбы по дереву, соломоплетения, ткачества, вышивки, изготовления белорусских национальных инструментов. При этом он немало делает для расцвета художественной самодеятельности. М.А.Копп всячески поддерживает тех, в ком горит творческий огонь, ибо он сам сочиняет музыку. Белорусским институтом проблем культуры издано два сборника М.А.Коппа: «Над синим Неманом» (1993) и «Жизненные дороги» (2003). В них собрано около 40 песен в сопровождении фортепиано.

С именем Эдуарда Казачкова, члена Союза композиторов Беларуси, связана одна из самых интересных страниц истории музыкальной Гродненщины. Кроме песен он сочиняет камерно-инструментальную и симфоническую музыку, пьесы для духового оркестра. Настоящим праздником стала премьера Симфонии, которая состоялась в середине 60-х годов. Сегодня с сожалением думаю, что наши надежды канули в Лету: куда делся тот симфонический оркестр, да и гродненские композиторы почему-то перестали писать симфонии. Печально, что нам не удалось тогда удержать высокую планку профессионального искусства.

Нельзя не вспомнить еще об одном талантливом композиторе Гродненщины Евгении Петрашевиче. Он написал вокально-хореографическую композицию, которая уже несколько десятилетий не сходит со сцен городских и сельских домов культуры. Свой 75-летний юбилей Евгений Константинович отметил большим авторским вечером. Его произведения исполняли народный хор «Гародня», народный вокальный ансамбль «Гармония», хор и оркестр Гродненской капеллы – всего свыше 10 художественных коллективов. В программе концерта выделялась кантата «Гродно, родной мой город».

У Евгения Петрашевича есть еще одно амплуа: педагогическое. Он направил по композиторскому пути двух своих учеников – тогда студентов Гродненского музыкального училища, а ныне заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виктора Войтика и народного артиста Беларуси Леонида Захлевного. Очень точно определил роль педагога в своей судьбе Леонид Захлевный: «Будильник, который завел Петрашевич, зазвенел вовремя».

Л.К.Захлевный прославился песнями на военно-патриотическую тему («Героям Бреста», «Поле памяти», «Носите ордена») и лирическими («Земля моя», «Озера Доброты»). Они привлекают слушателей выразительными, запоминающимися мелодиями.

Виктор Войтик посвятил Гродно симфонию «Коложа». С родным городом связана и камерная симфония «Последняя осень поэта» на стихи Максима Богдановича, который несколько детских лет прожил здесь. Возможно, и образы «Сюиты в старинном стиле» для цимбал были навеяны королевскими замками и узкими улочками средневекового Гродно.

За композиторами и еще три выпускника Гродненского музыкального училища: Валерий Иванов, Николай Литвин, Владимир Кондрусевич.

Сейчас Валерий Иванов – народный артист Беларуси. А свой первый авторский концерт известный композитор дал 22 декабря 1967 года в зале Гродненского музпедучилища.

Отдельные черты индивидуального стиля Валерия Иванова обозначились уже в тот памятный вечер. В отличие от песен Леонида Захлевного его лирика более интимна. Иногда красивые мелодии Валерия Иванова полны тихой грусти («Ты да я, да мы с тобой»), патетичны («Любимая»), а есть и искрящиеся безудержным весельем («Гулять так гулять»).

По телевизионному каналу «Культура» часто звучат произведения бывших гродненцев Николая Литвина и Владимира Кондрусевича. Литвин представлен «Вариациями для баяна», хоровым циклом «Родные образы» на слова Я.Купалы и Я.Коласа. Одна из наиболее известных работ Владимира Кондрусевича – симфоническая поэма «Трубят трубы Городенские», посвященная автором родному городу, который упоминается еще в древнем «Слове о полку Игореве». Значительное место в творчестве Кондрусевича занимает музыкально-сценический жанр: им созданы три балета, пять мюзиклов. Среди балетов выделяются «Крылья памяти», «Мефисто», среди мюзиклов – «Стакан воды», «Театр», «Африка», «Ладья отчаяния», продолжающие традиции музыкальной комедии, заложенные Юрием Семеняко.

Под покровительством Евгения Петрашевича находился и я. После учебы, обретя педагогический опыт, стал преподавать композицию в областных, районных, сельских музыкальных школах, Гродненском и Лидском музыкальных училищах. И в какой бы отдаленный уголок меня не забрасывала судьба, я всегда считал за честь давать уроки сочинения музыки моим воспитанникам.

За три десятка лет мне встретилось столько талантливых людей, что невольно удивляешься богатству нашей земли. Мне как педагогу приятно, что 20 моих питомцев поступило учиться на композиторское отделение Белорусской академии музыки. Одни из них обрели известность, другие стали отличными педагогами, третьи – еще студенты.

На моих глазах раскрывался талант Андрея Бондаренко. Ныне он член Союза композиторов Беларуси, лауреат Государственной премии и премии «За духовное возрождение». Общепризнан его вклад в сокровищницу православных песнопений. «Божественная литургия святого Иоанна Златоуста», духовный концерт «Похвала великому князю Владимиру» на текст митрополита киевского Иллариона (XI в.) – вот лишь малая часть хоровой музыки композитора.

К крупным работам Андрея Бондаренко принадлежит опера «Князь Новоградский», поставленная на сцене Белорусского театра оперы и балета в декабре 1992 года. Последнее время композитор работает над новой оперой.

С Евгением Поплавским познакомился, когда ему было 10 лет. Он приехал на областной конкурс юных композиторов из далекого Порозово. В качестве председателя жюри я отверг его простенькие песни под аккомпанемент баяна. Мальчик очень переживал. Тогда я еще не обладал достаточным педагогическим опытом и не рассмотрел в нем способностей и таланта. В следующий раз мы с ним встретились, когда Евгений поступил учиться в Гродненское музучилище. Через четыре года на выпускном экзамене он уже дирижировал своим сочинением. Прошло еще несколько лет. Е.Поплавский закончил Белорусскую консерваторию, ассистентуру-стажировку Ленинградской консерватории (класс Сергея Слонимского), изучал новейшие технологии в электронно-акустической студии при Академии музыки в Кракове. Вскоре его принимают в члены Союза композиторов Беларуси. В 2001 году он завоевывает звание лауреата Международного конкурса композиторов в Праге. Из 167 представленных хоровых партитур со всего света работа Поплавского отмечена дипломом второй степени.

Не останавливаясь на достигнутом, композитор по-прежнему сочиняет много и продуктивно. Он пишет в разных жанрах и для разных составов: это эскизы для симфонического оркестра «Порозово», симфония «Камо грядеши» по роману Генрика Сенкевича, «Эзотерическая симфония» для пятнадцати инструментов, а также балет «Люди лунного света», созданный под впечатлением философских идей Василия Розанова. Композиция Евгения Поплавского «Дорога в Облака» для гобоя, ударных инструментов и компьютера представляла в 2004 году экспериментальная студия Польского радио на Международной трибуне электро-акустической музыки ЮНЕСКО в Риме. Кроме этого, по заказу репертуарной комиссии международного фестиваля современной музыки «Варшавская осень» белорусский композитор создал два произведения: «Свет на Пути» (2000) и «Мое – Ей» (2005). Это огромное достижение отечественной музыкальной культуры, потому что «Варшавская осень» относится к самым авторитетным фестивалям в мире.

Мы стали свидетелями блестящего восхождения к вершинам искусства того самого мальчика, который проливал слезы в десятилетнем возрасте после неудачи на областном конкурсе юных композиторов. Та неудача только подстегнула его, и он стал настоящим комопзитором, потому что по натуре Евгений Владимирович Поплавский – великий труженик. Хочется верить в его блестящее композиторское будущее.

Для каждого преподавателя концерт его ученика – знаменательное событие. Особенно если концерты проходят на толичной сцене. Мне довелось быть зрителем и слушателем на двух концертах гитариста из Гродно с разницей в 22 года.

11 февраля 1984 года в Концертном зале Белгосфилармонии выступил дуэт в составе студента консерватории гитариста Валерия Живалевского и преподавателя домриста Николая Марецкого (накануне они стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады). Отрадно, что в этом концерте они сыграли «Вальс Наталии» из моей оперы «Александр Пушкин». Второй концерт – авторский вечер профессора кафедры струнных народных инструментов Академии музыки Валерия Живалевского состоялся 2 марта 2006 года в Малом зале им. Г.Р.Ширмы той же филармонии. В конце вечера Валерий Живалевский вместе с коллегами и студентами сыграл свою «Белорусскую старинную сюиту» для двух гитар и камерного оркестра.

Как исполнитель Валерий показал высочайший класс игры на гитаре. Совершенная техника, тонкое. Эмоциональное исполнение произведений еще раз подтвердили, что в настоящее время В.С.Живалевский по праву считается лучшим исполнителем белорусской гитарной школы. А его сюита – что он еще и талантливый композитор.

Среди преподавателей Академии музыки есть еще один гродненец и бывший мой ученик – Максим Круглый. Он заканчивал училище по классу фортепиано. Теперь, после композиторской магистратуры, он ведет теоретические дисциплины в своей alma mater.

С самой лучшей стороны показывает себя новое поколение выпускников и студентов Белорусской академии музыки. Наряду с композиторской профессией они стараются приобрести еще одну специальность: музыковеда, пианиста, органиста, дирижера и т.д.

Нина Ролик и Евгений Ларионов занимались в Лидском музыкальном училище. В свое время они стали лауреатами Международного конкурса молодых композиторов в Гродно. После окончания академии и магистратуры по композиции обратились к научно-теоретическим изысканиям. Сейчас Нина Ролик работает в Белорусском институте проблем культуры. Предмет ее исследований – музыкальная психология в контексте восприятия музыки XX века. Евгений Ларионов еще продолжает обучение, проходя курс одновременно в аспирантурах – Белорусской академии музыки и Лейпцигской консерватории. Он изучает природу тембра, новейшие композиторские технологии, основанные на тембровых свойствах звука.

В прошлом году закончила академию лидчанка Ольга Подгайская. Она получила диплом композитора, создает музыкальные произведения. Добившись победы на Международном фестивале органистов в Санкт-Петербурге, Ольга с успехом выступает в концертах. В ее репертуаре немало произведений белорусских композиторов, в том числе и своих собственных. У Ольги Подгайской есть все возможности создавать органную музыку с учетом особенностей и специфики этого уникального инструмента.

Недавний выпускник академии и гродненец Константин Яськов. Наряду с композицией он специализировался и по дирижированию. Я слушал дипломную работу Константина – поэму «Лилия на темной воде» (по одноименному произведению Михася Башлакова) для камерного оркестра с солирующим альтом, которой он сам дирижирует. Его музыка отличается поэтичностью, национальным колоритом.

Такие молодые композиторы, как Нина Ролик, Евгений Ларионов, Ольга Подгайская, Константин Яськов, еще и яркие музыканты.

Судьба свела меня с Динарой Мазитовой, когда девочке было 7 лет. Юное дарование из Лиды развивалось стремительно. В 14 она уже сочинила не менее ста фортепианных миниатюр, две оперы, три балета. Динара неоднократно становилась лауреатом международных конкурсов юных и молодых композиторов в Гродно, Минске, Санкт-Петербурге, Москве, международных конкурсов пианистов – в Беларуси, России, Италии. В каких только залах не играла она свою музыку! В том числе в прославленном Большом зале Московской консерватории! Динаре посчастливилось познакомиться с выдающимися композиторами современности. Особенно теплыми были встречи с Тихоном Николаевичем Хренниковым, как в Москве, так и в Минске.

Балет «Дюймовочка» написан Динарой в десятилетнем возрасте. Частично он исполнялся учениками Минского хореографического училища в Концертном зале Белгосфилармонии 16 декабря 1996 года. Уникальность балета, как отмечала постановщик Галина Синельникова, в том, что музыку для детей создал не взрослый композитор, а ребенок. Отсюда – редкая непосредственность и яркость образов «Дюймовочки».

Несколько лет трудилась Динара над оперой «Волшебная флейта». Сначала она сочинила балет на моцартовский сюжет, потом мы решили наложить на ее музыку либретто Шиканедера, и получилось замечательное произведение. Сколько музыкальных красот, возвышенных и благородных чувств откроют для себя школьники младшего и среднего возраста в этой опере!

Венцом десятилетних занятий композицией был авторский вечер Динары в Концертном зале Белгосфилармонии 28 марта 2002 года. Публика восторженно рукоплескала молодому композитору за талант, вдохновение, творческую фантазию и душевную щедрость. В концерте звучали: пьесы для фортепиано, скрипки, виолончели, флейты, гобоя, песни на тексты басен И.А.Крылова, хоровой цикл на стихи Омара Хайяма, исполненные Государственным камерным хором под руководством Наталии Михайловой, и, конечно же, вновь прелестный балет «Дюймовочка»! На этот раз его танцевали участники Образцового хореографического ансамбля «Лялечки», возглавляемого заслуженным деятелем культуры Республики Беларусь Надеждой Урюкиной. Коллектив приехал в Минск из деревни Обухово Гродненского района. Всех зрителей поразила многогранность таланта Динары: весь вечер она провела за роялем, выступая в роли солистки и аккомпаниатора. Этот чудесный праздник состоялся благодаря ее артистическому мужеству и выдержке.

После окончания Республиканского гимназии-колледжа при Белорусской академии музыки Динара Мазитова поступает в Петербургскую консерваторию на два отделения – композиторское и фортепианное. Теперь ее наставник по композиции – любимый ученик Д.Д.Шостаковича, народный артист России Борис Иванович Тищенко. Однако Динара не забывает о Беларуси, мечтает после учебы сюда вернуться.

Подрастают новые таланты. Среди них Сергей Осоприлко. Сейчас он – учащийся отделения музыковедения Гродненского музучилища. В 2006 году прошел концерт, состоящий из произведений Сергея. Ему по душе все необычное, экстравагантное. Мыслит он в основном инструментально. «Соната для скрипки соло» написана по картинам Марка Шагала. После нее прозвучали «Дуэты для скрипки и виолончели», «Струнное трио», два «Струнных квартета», пьесы для фортепиано. Вскоре Сергей создал еще один «Струнный квартет» (по картинам Казимира Малевича), «Секстет», «Нонет», наконец, «Симфонию». В ней восемнадцатилетний автор обратился к древнеримскому стоицизму, к облику императора и философа Марка Аврелия. Раньше в его музыке находили воплощение идеи и образы Николая Кузанского, Франца Кафки, Владимира Набокова, Иосифа Бродского, Пауля Целана. И вот заинтересовался Марком Аврелием. Молодой человек решил затронуть актуальные для нашего времени духовные проблемы.

Талантливых учеников воспитал Андрей Бондаренко. Когда он преподавал в Гродненском музыкальном училище, в его классе композиции занимались Алина Безенсон и Александра Даньшова. Теперь он доцент Гродненского филиала Белорусской академии музыки, у него учатся Елена Федоренко и Мария Емельянова.

Алина Безенсон родилась в Волковыске. Успешно преодолев все ступени музыкального образования, она заявила о себе как о композиторе, обладающем мощной энергетикой и стремлением к широкому охвату проблем современной жизни. Мастер в отображении драматических коллизий, разрушительных катастроф, она вместе с тем ищет успокоения, очищения и катарсиса – то, что дает нам вера. Поэтому вполне закономерно ее обращение к религиозной тематике. Она – автор камерной оперы «Земля обетованная» на библейский сюжет, «Stabat Mater», двух месс, кантаты «Laudamus Te Domine».

Алина поддерживает тесные контакты с музыкантами Гродненщины. В мае 2004 года общественность города познакомилась с ее произведениями, исполненными артистами Гродненской капеллы и пианистом из Минска, лауреатом международных конкурсов Иваном Степанцовым. У нас состоялась премьера ее Концерта для фортепиано с оркестром «Просветление». Творческое сотрудничество гродненских и столичных музыкантов продолжилось на авторском вечере Алины Безенсон, прошедшем в Концертном зале Белорусской академии музыки 13 февраля 2004 года. На этот раз на сцену вышли известные певцы Ольга Сотникова, Виктор Скоробогатов, Олег Ковалевский, пианист Иван Степанцов. Кроме того, показали свое мастерство Камерный оркестр и Камерный хор Гродненской капеллы. Такого рода сотрудничество артистов разных регионов очень перспективно и, главное, уже сейчас приносит свои замечательные плоды.

На VIII Международный конкурс юных композиторов им. Ю.В.Семеняко Александра Даньшова привезла из Минска четверых учеников. Она проявила себя как вдумчивый педагог, который прививает своим воспитанникам навыки сочинения музыки и импровизации.

В Гродненском музыкальном училище юным дарованиям преподает композицию лауреат Международного конкурса молодых композиторов Елена Федоренко.

Богат музыкальными традициями Принеманский край. В областную Ассоциацию композиторов Гродненщины входит около 70 авторов. Регулярно проводятся областные конкурсы композиторов-любителей. С 1992 года в Гродно проходит Международный конкурс юных композиторов им. Ю.В.Семеняко. Это свидетельствует о высоком уровне развития музыкальной культуры в Гродненской области.