ВО ИМЯ ТОРЖЕСТВА ТАЛАНТА

 

Как быстро летит время. Кажется, что совсем недавно Учредительное собрание писателей в 2005 году объявило о создании Союза писателей Беларуси, перед которым встали нелёгкие задачи  участия в становлении  родной литературы в новых условиях жизни независимого государства. И мы прошли период становления, утверждения своих позиций, период определения себя в своём  жанре, стиле. Кого-то время  не приняло, кого-то поддержало. Многие нашли своего читателя,  признание и поддержку. На этом фоне, как мне кажется, нужного развития не получила пока литературная критика, всё чаще заменяемая литературоведческим исследованием (в лучшем случае), коротким рецензированием, аннотацией. Хотя это, может быть, процесс закономерный? Достаточно вспомнить, как Пушкин с тревогой говорил в своё время о необходимости новой критики  в связи  с тем, что  она (критика) превратилась в робкие попытки сказать правду о литературе. А что сегодня? Чтобы соответствовать переменам нашей жизни и не выдавать желаемое за действительное, мы пытаемся мужественно бросаться на амбразуру литературы во имя торжества таланта. И тот, кто это делает, думается, заслуживает особого внимания.

  

В 2018 году вышел сборник  критических эссе гродненского поэта и публициста, члена СПБ Дмитрия Радиончика «Навстречу попутному ветру». В кратком послесловии  автор  признаётся, что книга о творчестве «призвана сыграть роль попутного ветра в паруса бесстрашных его покорителей. Конструктивный диалог, – пишет он, не лишённый иронии, философских и остросоциальных обобщений, есть не что иное, как протянутая мной рука дружбы». В этих словах – автопортрет писателя. Но ещё глубже он  вырисовывается в статьях рецензента, которые образуют одно полотно с одним сюжетом: размышления о творчестве поэтов на фоне нового постиндустриального и информационного общества первой четверти ХХI века.

  

Дмитрий Радиончик окончил ГрГУ имени Янки Купалы, филолог, литературовед. В 2010 году в минском «Книгосборе» вышел его поэтический сборник «Дым без огня». Рукопись следующего сборника  «Река безбрежная» принесла ему победу на втором областном конкурсе рукописей им. Тётки и издана в 2015 году. Читатели  сайта Гродненского областного отделения СПБ, ряда журналов и коллективных сборников знают его по глубоким литературоведческим публикациям. Его знают как человека со своим эстетическим восприятием жизни, своей системой философских взглядов, в основе которых всегда звучит ощущение  важности добра и справедливости.

 

Пока в нашей писательской среде культура критики и её восприятия  находится в стадии трудного становления. Помню, как-то еженедельник «ЛіМ» опубликовал статью Жанны Запартыки под ироничным названием «Шесть причин не любить критику». Среди них: абсолютизирование (возвышение) своего творчества, субъективная готовность слушать только похвалу, обострённо-болезненное восприятие любой критики,  незнание элементарных основ литературоведения и, наконец, излишняя уверенность в своём классическом предназначении после возвышения-восхваления. Так надо ли критику учитывать эти объективные обстоятельства? Лично для меня этот вопрос остаётся открытым. Дмитрий Радиончик пытается найти золотую середину. В своём сборнике «Дым без огня» он формулирует своё категорическое требование к поэту так: «В страданьях силу обретите, // Чеканя рифмой голоса. // Пишите… Только не дразните // бескрылой лестью небеса». С другой стороны, он готов протянуть руку дружбы, отмечая недостатки чаще в товарищеском лёгком ироничном стиле.

  

Каждое эссе у Дмитрия Радиончика – это откровенный разговор с писателем и читателем, вместе с тем насыщенный литературоведческими терминами, благодаря чему книгу «Навстречу попутному ветру» можно вполне использовать как учебник литературных терминов в творчестве  современных белорусских писателей.

 

Вот эссе о творчестве известного поэта Елизаветы Полеес по её сборнику «Не приучай меня к себе». Легко проследить сюжет Д. Радиончика.

1.Вступление-обобщение:  «Её  творчество – о судьбе современной женщины в современном мире, где любовь – это лакмус-индикатор, который вынесет свою оценку».

2.Определение особенностей стиля поэта, в котором «лирическое предвосхищение света в тоннеле жизни». И этот стиль дарует нам всё необходимое очарование искусством.

 

Зачем мне рассказов далёкие были?

Зачем мне просторов вселенские знанья?

Ещё я хранима, ещё я любима,

Ещё тишина не легла между нами.

                 

(Елизавета Полеес.)

 

3. Автор эссе исследует «глубокий психологизм образного состояния на грани», вместе с поэтом размышляет о «любви шального двадцать первого века», прослеживает «символическую трансформацию образа тишины как признака предстоящей разлуки»… Часто в тексте статьи встречаются размышления: «Философия поэтессы пытливым взором простирается к рубежам сущего, к многомерности сознания и капризной непредсказуемости самого бытия». Порой для Дмитрия Радиончика характерен сбой  в сторону пафоса, восторга, на мой взгляд, не всегда оправданного.

4. Как правило, в структуру эссе Дмитрия Радиончика входит глубоко детальное  исследование художественных особенностей произведения. Это итог большого труда и  знания литературных канонов. Вот пример из этой же статьи о Е.Полеес.

 

«…Личностный, субъективный след автора в лирике да и в литературе в целом аккумулирует жизненную энергию, адресованную читателю… А помогает автору в этом важном деле набор специальных художественных средств. Это богатые эпитеты: «лживый смех», «струны покорные».., метафоры: «далёкие были», «листвы печаль…»,  образцы метонимии: «бал справляет боль», «по бессонной квартире», идиомы: «тихий омут», «несть числа»… В данном тексте эссе отмечаются недоработки в области исследования таких художественных приёмов, как аллитерации и ассонансы.

 

Автор статьи  вникает в глубокий мир слова поэта, порой созвучие его настроения с мыслями исследуемого произведения так велико, что  цитата из  произведения кажется  стихами самого Дмитрия Радиончика в прозе: «Не приучай меня к себе, не то привыкну к этой роли и буду жить с собой в борьбе…». Цитируя эти строки Е.Полеес, Д.Радиончик тут же вспоминает философию Экзюпери…

 

Статья Дмитрия Радиончика «В этом окаянном сентябре» о книге стихов витебского поэта Николая Наместникова начинается в доверительном свободном разговорном стиле: «Сидя у окна тихим сентябрьским вечером, под мерное тиканье часов я читаю страницы книги витебского поэта «Листопад исповедальный». Листопад за окном прилагается. Исповедь? Да вот же она – в каждой строфе, в поступи времён, в голосах поколения… Неспешный доверительный рассказ о судьбе человека и земли, на которой он живёт…»  Это судьба, в которой человек в переломные моменты  истории своей страны, ищет себя.

 

«Штопал свою  долю – только мало толку, // лишь иголкой пальцы исколол зазря. // Говорила мама: дело не в иголке. // Выбери дорогу. Отыщи себя». Мотив потерянности и самоутверждения явно близок состоянию самого критика, но, когда он сталкивается с глубоко пессимистичными строками своего друга, то тут же обращается к любимому поэту с товарищеской долей юмора, с оттенком упрёка: «Там, где когда-то царил закалённый нерв хладнокровия, не успеешь оглянуться, как уже совершенно бесстыдно разведена сентиментальная сырость. Что же ты с нами делаешь, Коля?» Однако это не останавливает автора эссе дать снова глубокий литературоведческий анализ художественных особенностей стихов Н. Наместникова как автора, соприкасающегося с традициями В.Шукшина, С.Довлатова в картинах народной жизни.

 

Все мы понимаем, что в современном культурном и информационном пространстве, настроенном весьма скептически по отношению к любой претензии на «единственно правильную линию», за которой чаще всего просматривается откровенное графоманство, быть критиком – не простая задача. Но Д. Радиончик и на это смотрит оптимистически и доказывает, что поиск себя в литературном творчестве (если он не заразился манией величия) – это тоже вариант развития личности и поэтического мастерства. Он утверждает, что писатель, осознав своё призвание, сразу же должен осознать и то, что он вступает в сказочно богатый мир белорусского или русского языков и берёт на себя огромную ответственность за его сохранение так же, как за сохранение окружающей среды.

   

Д. Радиончик, владея значительным  литературоведческим инструментарием, производит глубокий анализ выбранных произведений. При этом сам критик словно заряжается исследуемым художественным словом и создаёт свой особый авторский стиль.

  

Как-то я прочитала у Ирины Шевляковой, что трудность литературной критики в том, что она часто сталкивается со стандартом мышления и образов. Среди них, например, указывает она, образ многострадальной родины. И сегодняшние авторы живут чаще всего мыслями Алеся Письменкова и говорят о себе примерно так: «Любить мне вечно край. Родной. Печальный. Росный». Дмитрий Радиончик, встречаясь с этим явлением,  стремится внести свой «светлый луч». Особенно ярко это проявляется в анализе творчества Валерия Гришковца.  

    

В 2008 году в журнале «Нёман» (№9) Алесь Карлюкевич в статье «Страницы счастливых мгновений» о детском писателе Валерии Кастрючине отметил, что «причина отсутствия сегодня появления новых направлений в литературе, новых имён, «взрывающих» литературу (таких, как Михалков, Катаев и др.), состоит ещё и в том, что  многих, особенно провинциальных писателей, как-то молчаливо обходят стороной. Ясно одно: на рынке современной книги надо идти им на помощь».

 

Мне кажется, что книга Дмитрия Радиончика «Навстречу попутному ветру» выполняет и эту задачу. В содержании книги – отзывы на произведения и известных современных авторов (Наталья Батракова, Валерий Гришковец, Елизавета Полеес), и тех, кто уже не первый год в СПБ (Пётр Семинский, Николай Серов) и, как принято говорить,  «уже на слуху» (Наталья Чаклина-Горбачёва, Татьяна Луговая, Александр Слащёв) и те, кто вступает на поэтическую стезю (Елена Шатурина, Галина Смок  и др.)

 

Чего лично мне не хватило в критических эссе Дмитрия Радиончика? Может быть, более глубокого и жёсткого, как у Д. Писарева, исторического подхода, что отличает   жанр эссе; научности и практичности Адама Мальдиса; психологического портрета поэта, картины его судьбы, как у А. Мартиновича… Но  ведь  филолог, публицист и поэт Дмитрий Радиончик делает лишь первую серьёзную заявку на звание литературоведа.

 

Ирина ФОМЕНКОВА,

почётный член СПБ,

прозаик, публицист