ИРИНА  ФОМЕНКОВА

 ПРОСТО СМЫСЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ

 

Внимательно слушала Послание Президента к нам,  белорусскому народу. Я тоже — частичка этого народа.  Значит,  это — и  ко  мне.  И я слушала и думала…

 

Всего 70 лет нашей Победе в Великой Отечественной  войне, а Земля  вновь   сжимается  от  страха  перед новыми  глобальными катаклизмами. Дыхание «горячих точек», нестабильных регионов, обжигает нас уже совсем рядом  каждый день, каждый  час.

 

Как писательница, я выступаю перед школьниками и  затрагиваю  тему  войны. И всё чаще  у  меня вырываются  слова: «Хотите представить нашу Беларусь 70 лет назад,  посмотрите на сегодняшний Донбасс».

 

Что с нами происходит? Как можно в цивилизованном  мире ХХІ века опуститься до средневековых  междоусобиц? Как можно уничтожать свою историю,  перекраивать факты  в  угоду кучке нацистских фанатов? Как можно допускать насилие идеологии зла, культа смерти, пошлости, безнравственности? Все эти понятия в  наше время всё больше становятся правдой жизни, фантастически совмещаясь с феноменом  её  виртуализации. Учёные говорят, что мы столкнулись пока только с  первичными проявлениями этого феномена, суть которого  в том, что, развивая искусственный виртуальный мир, мы  со временем утратим даже национальную идентичность и будем принадлежать (все!) к некоему виртуальному  социуму. Но это где-то в будущем. А сегодня…

 

В древние времена завоеватели «производили» рабов,  одевая на голову пленников повязку из сырой кожи.  Высыхая под палящим солнцем, она постепенно  сжималась и после такой страшной пытки превращала человека в  манкурта. Он начисто забывал, откуда родом, что с ним  было в прошлом, какое имя носил. Мне кажется, что  сегодняшние манкурты — это зомбированные  пропагандой  зла полуроботы, которые ничего не понимают. Вы  замечаете, как часто звучит с экранов телевидения,  мониторов  компьютеров  и  страниц  периодики:  «Европа  не  понимает»,  «Киевские  власти  не  понимают», «Польша  не понимает»… А  заложниками  непонимания становится  простой  народ.

 

Полгода назад из Луганска вернулась домой, в родную  Беларусь моя бывшая ученица. Её с мужем согрели здесь  родные и близкие, друзья и знакомые; она получила хорошую работу по специальности. А в глазах её — слёзы  от боли за свою вторую родину, от потерь и тоски по  любимому Донбассу. И она совершенно убеждённо говорит: «Поверьте! Там, в Киеве, не все фашисты. И  люди  имеют право на свою историю!»

 

Мы то, конечно, верим. Только что это такое — своя  история, своя идеология? А если они искажены,  изнасилованы? А если они призывают убивать  несогласных? И  всё  же…

 

В  1989  году  в  работе  «Новое  политическое  мышление»  академик  Д.Сахаров  писал,  что  каждое   время  требует  новых  систем  управления  государствами,  людьми,  нового  понятия  демократии. Это  означает,  что  конфликты, идеологические и политические  противостояния  надо   решать  новыми,  более  гибкими договорными  методами  во  имя  жизни  человека,  во  имя  мира.  Именно  эту  мысль  я  услышала  в  Обращении нашего  Президента  к  народу.

 

Думаю,  что  выражу  боль  многих  о  том,    что  к  этому  новому  мышлению  мы  идём  очень  сложно,  повторяя  ошибки  прошлого,  а  именно:   трибунным  пафосом, демагогией  забалтываем  суть  проблем. Мне  вспоминается  в  связи  с  этим,  как  с  трибуны   Х1Х Всесоюзной  партийной  конференции  в  Москве на  доклад М.С.Горбачёва «Как  углубить и  сделать  необратимой  революционную  перестройку»,   известный  актёр  Михаил  Ульянов  сказал:  «У  нас  революционная  фраза о  революционной  войне  погубила  революцию!» Кстати,    тогда  же  проницательно  определил  суть  реформ  горбачёвской  эпохи  писатель  Юрий  Бондарев,  сравнив  перестройку  с  самолётом,  который  поднялся  в  воздух,  не  зная,  есть  ли  в  пункте   назначения  посадочная  площадка.  Прошло  время,  и  этот  «самолёт»  развалился  вместе  с  СССР.  

 

Какое   точное  определение  сути  всех  войн,  конфликтов,  как  всегда,  даёт   народ!  Вот  только  один  современный  афоризм (или  анекдот,  как  хотите):  «Беда  мира  не  в  том,  что  много  бедных,  а  в  том,  что  богатые  никак  не  нажрутся».

 

Я с  интересом  слежу  за  публикациями  в  «СБ-Беларусь  Сегодня»,  в  «Аргументах  и  фактах»  и другой  периодике.  В  марте  этого  года  было  много  публикаций   в  связи  с  тридцатилетием  прихода  к  власти   М.Горбачёва. Мне  попалась  на  глаза  статья    доктора  философских  наук  Р.Косолапова  «Российский  термидор»  в  московской «Правде».   И перед  ней — потрясающая  карикатура:  Михаил  Сергеевич, в  простой  рубахе,  с  потрескавшимися  голыми  пятками, покорно  стоит  на  коленях  перед  «дядюшкой  Сэмом»,  который  милостиво  положил  руки на его плечи. Я подумала,  что  сегодня  в  такой  же  карикатуре  можно  нарисовать  не  одного  украинского  политика.  Та  же  ирония  истории.  Не  понимают,  что  таким  коленопреклонением  затягивают    на  головах  своего  народа  кожаный  жгут  рабства.

 

И  всё-таки  закон  диалектики  гласит,  что  жизнь  развивается  по  спирали  вверх,  через  тернии — к  звёздам Очень  хороший  закон.

 

Я  слушала  нашего  Президента  и  думала:  «Слава  Богу,  что  в   Беларуси   мир  и  покой,  что  мы   умеем  помнить и   ценить  свою  историю,  что  слова  «Я  люблю  Беларусь»   не  реклама,  а  просто  смысл  нашей  жизни».