ПРОШУ СЛОВА!

Ещё раз о конкурсе

и не только

 

Этот материал-реплика мог бы не появиться, если бы не... Но обо всём по порядку.

Областной литературный конкурс рукописей им. Тётки (А.Пашкевич) был утверждён в 2011 году, проводится он раз в два года, поэтому, соответственно, в марте  2013-го были подведены первые итоги, вручены премии и дипломы первым трём победителям. В нынешнем, 2015 году состоялся второй конкурс, на который было представлено 28 рукописных произведений в жанрах поэзии, прозы, детской литературы, публицистики, а также одно драматическое произведение — киносценарий.

Несколько месяцев компетентная экспертная комиссия из семи высококвалифицированных специалистов читала и анализировала представленные на конкурс рукописи. Все без исключения члены жюри отнеслись к этой трудоёмкой работе с большим интересом и ответственностью. Могу раскрыть даже небольшой секрет: у каждого члена комиссии к итоговому заседанию была своя довольно увесистая рукопись отзывов и рецензий на каждое конкурсное произведение. Ни один автор-участник не остался без внимания, так как все материалы члены экспертной комиссии получили одновременно по электронной почте. Можно также отметить  возросший художественный уровень представленных ныне работ в целом, по сравнению с предыдущим конкурсом. Конечно, были и слабые, несовершенные, далёкие от понятий художественности «труды», но и в них внимательные эксперты старались рассмотреть, увидеть, заметить и понять мотивы, побудившие этих авторов к самовыражению через писательское творчество. В общем, всё происходило так, как обычно происходит в любом, и не обязательно литературном, конкурсе.

Подведение итогов оказалось делом нелёгким. При обсуждении кандидатур на призовые места мнения неоднократно разделялись. По номинациям поэзии и детской литературы в число претендентов было выдвинуто по несколько работ. А вот в номинации «Проза» лучшим произведением сразу была признана рукопись гродненского журналиста Владимира Саласюка «Тайна Бобруйской крепости». Для того, чтобы выбрать лучшие произведения в остальных номинациях, жюри использовало метод тайного голосования. Таким образом определились ещё два призовых произведения: рукопись книги поэзии Дмитрия Радиончика «Река безбрежная» и рукопись рассказов для детей известного в Беларуси прозаика из Щучина Ивана Пешко «Синие васильки». Эти произведения-победители уже находятся в издательствах; книги должны увидеть свет в ближайшие месяцы, так как 6 сентября в ходе проведения Дня белорусской письменности в Щучине запланирована их презентация.

Согласно Положению по проведению конкурса имени Тётки, вручение дипломов и премий победителям проходило в торжественной обстановке. 16 апреля в городском Центре культуры Гродненское областное отделение Союза писателей Беларуси провело большое мероприятие, посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне — вечер гражданской поэзии «Под мирным небом Беларуси». Зал был полон. Пришли все те гродненцы, та передовая часть общественности города, которой не всё равно, как обстоят дела в литературе, чем живёт сегодня областная писательская организация; люди пришли узнать имена новых авторов-победителей, поддержать, в конце концов, знакомых литераторов. Объявление итогов конкурса анонсировалось в объявлении о вечере, заранее размещённом на официальном Интернет-сайте Гродненского областного отделения СПБ.

Первый заместитель начальника Главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Гродненского областного исполнительного комитета Александр Людвигович Версоцкий  после проникновенного слова о конкурсе и о личности Алоизы Пашкевич (Тётки), чьё имя присвоено областному литературному конкурсу, вручил победителям награды. Необыкновенно поэтично рассказала о Тётке (разумеется, с просветительской целью) присутствующим в зале литературовед, член Союза писателей Беларуси, доцент кафедры белорусской литературы, кандидат филологических наук Алина Эдмундовна Сабуть. От имени членов экспертной комиссии слово взял доцент кафедры белорусской литературы, кандидат филологических наук,  литературовед Руслан Константинович Козловский, который подробно, в деталях рассказал людям о работе комиссии, о впечатлениях от участия в ней, о количестве и качестве конкурсных рукописей, критериях отбора, методологических подходах и технических нюансах. Так что, до широкой публики, вдумчивого читателя, который, возможно, является потенциальным участником следующего конкурса, сведения были доведены открыто, прозрачно  и доступно. Кстати, видеофильм об этом событии и сейчас можно посмотреть на сайте www.pisateli.by.

И вот спустя почти три месяца выясняется, что имеются недовольные; не все участники удовлетворены. Хотя, конечно, это естественно: если победителя всего три, то остальные 25 де-факто обижены. И это нормально. К этому все должны быть готовы. Да и конкурс есть конкурс. Не могут победить все одновременно. Приходится выбирать самые лучшие произведения из тех, что представлены здесь и сейчас конкретно. И тут не поможет, не сработает личная убеждённость участника-автора в том, что «моё произведение на две-три головы выше», ибо это сугубо личное его убеждение. Ну, как у любящей мамы: «мой ребёнок всё равно красивее и умнее других». 

Так откуда, берётся такое тотальное недоверие к членам жюри? Почему некоторые авторы, в том числе и самая уязвлённая конкурсантка, будем её так называть, убеждена в непогрешимости, превосходстве и высокой художественности своего произведения настолько, что подозревает всех и вся в предвзятости, некомпетентности, непрофессионализме да ещё бог знает в чём. Она пишет гневные письма в облисполком, требуя предоставить ей развёрнутый литературоведческий анализ её конкурсной рукописи, обзванивает членов комиссии, устраивая допросы, предъявляет необоснованные претензии, треплет людям нервы, отвлекает от основной работы, которой, понятно, у всех предостаточно.

И всё только из-за того, что не получила призового места! А если бы получила? Неужели все сразу бы стали компетентными, профессиональными, мягкими и пушистыми? Уверена, что так бы оно и было. Но премии надо получать по заслугам, побеждать достойно, как и проигрывать. А не завоёвывать их, то есть идти войной на всех, кто не присудил, не посчитал её произведение достойным призового места. И если такие выпады повторяются (в различных ситуациях) неоднократно, то, возможно, стоит задуматься человеку и вместо того, чтобы излагать свои домыслы и предположения, доказывая преимущества своего произведения перед другими (кстати, неизвестными ей, нечитанными ею, а посему не имеющими возможности получить сравнение!) совершенствовать собственный художественный стиль. Ведь впереди ещё столько конкурсов!

По случаю хочется сказать несколько слов о доверии.

Наша жизнь, друзья, держится на доверии. Мы идём к врачу в поликлинику, кладёмся под нож хирурга, в большинстве случаев, не зная, что это за человек, специалист, но раздумывать некогда, когда ты в опасности, и мы доверяемся (себя) этому незнакомому доктору. Мы доверяем производителям товаров, хотя этих людей никогда не видели и не увидим, но мы покупаем продукты и другие  товары в магазинах, лекарства – в аптеках! Мы доверяем учителям, портным, защитникам границ, банкам, авиакомпаниям, строителям… Мы каждый день ДОВЕРЯЕМ друг другу. Участие в  конкурсах также предполагает доверительное отношение к тем людям, которым будут доверены прочтение и оценка ваших работ. Трудно представить нашу жизнь без этой нравственной категории, но можно, познакомившись с методами отстаивания своих интересов нашей всё той же уязвлённой Миссис Литературный Гений. Ведь получается, что жюри поступило несправедливо по отношению только лишь к одной нашей участнице, предвзято засудив её талантливую рукопись? Так вот, ещё и о справедливости, пожалуй. Для тех, кто вообще забыл, что это такое, очень советую перечитать Михаила Веллера («Любовь зла»), на которого ниже сошлюсь.

«А справедливость – это такое же отношение к себе, как и к другим. Объективное. Такой взгляд на себя и на всё остальное, который исходит из одной и той же сторонней точки – к поступкам и желаниям как собственным, так и других, подходишь с одной и той же мерой. Признаешь за другими те же права и желания, что и за собой. То есть: признание за всеми равных прав, желаний и возможностей. И тогда получается, что справедливость – это равенство.

Но в природе равенства нет, – можете возразить мне вы. – Люди рождаются слабыми и сильными, умными и глупыми, красивыми и уродливыми, и вообще мужчинами и женщинами.

Так. Возникает относительность и субъективность справедливости. Возникает возможность разных точек зрения.

Одна страна напала на другую. Защищающиеся ведут справедливую войну: за независимость против захватчиков. А оккупанты тоже могут быть убеждены в справедливости своих действий: соседи грабили наши границы, оскверняли наши святыни, и вообще в одной древней книге написано, что наши предки жили здесь, пока эти вот не пришли и их не выгнали – так что по справедливости мы имеем право на эту землю. И в каждой армии священники объявляют, что боги за них, и война справедлива.

Здесь примечательны два момента сразу. Во-первых, представление о справедливости поддаётся подтасовке, аргументации, становится предметом специально направленной агитации и пропаганды. Во-вторых, каждый из противников стремится выглядеть справедливым в собственных глазах. Ему мало просто убивать и грабить, он бы ещё хотел, чтоб это было справедливо. Зачем? А тогда у него нет никаких сомнений, он не отвлекается на рефлексии, он проникнут сознанием необходимости делаемого дела, ему легче и готовнее совершать подвиги, рисковать и жертвовать жизнью и вершить свои максимальные действия. Так ему на душе комфортнее. И – это множит его силы, укрепляет его дух, придаёт уверенности и напора.

Справедливость – это торжество морали, мораль в действии, стремление к постоянной реализации морали в жизни.  А мораль – это идеал человеческих взаимоотношений и вообще идеал мироотношения.

Справедливость рассматривает предмет (обычно человека) не изолированно – его качества, особенности, поступки берутся во взаимоотношениях с окружающим миром и в сравнениях с аналогиями. Можно сказать: справедливость – это идеал взаимоотношений человека (предмета) с системой (миром)».

Посему, наши уважаемые читатели, посетители сайта, наши потенциальные знакомые и незнакомые авторы!  Если вы захотите узнать ещё более подробную информацию о конкурсах, проводимых Гродненской писательской организацией, обращайтесь прямо к нам, а не верьте распространяемым слухам, публикациям, построенным на лжефактах, ибо они ничего, кроме разочарования, неприятных эмоций и дезориентации вам не принесут. Читайте материалы нашего сайта, присылайте свои творческие работы и заметки, следите за рекламой и не забывайте, что время Третьего литературного конкурса уже пошло!

                                                                                                                       Людмила Кебич