Данная исследовательская работа, выполненная Кулевич Анастасией, учащейся 6 «Ю» класса государственного учреждения образования «Гимназия № 1 имени академика Е.Ф.Карского г. Гродно» завоевала диплом I степени на городском конкурсе исследовательских работ учащихся 5-7 классов учреждений общего среднего образования «Очевидное - невероятное», а также диплом I степени на областной научно-практической конференции школьников  “Край Гарадзенскі”

 

 

ТЕМА ГОРОДА ГРОДНО

В ТВОРЧЕСТВЕ БЕЛОРУССКОГО ПОЭТА В.С.КУДЛАЧЁВА

 

Автор: Кулевич Анастасия,

учащаяся 6 «Ю» класса

ГУО «Гимназия № 1 имени академика

 Е.Ф.Карского г. Гродно»

 

 

Руководитель  работы: Боровик Инна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

г. Гродно, 2017 г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..… …3

Глава 1. Тема города Гродно как составная часть биографии поэта…………..5

Глава 2. Художественные особенности и жанровое разнообразие детских стихов В.С.Кудлачёва о городе  Гродно…….......................................................7

Глава 3. Тема истории города Гродно и его героев. Городские маршруты…10

Заключение………………………………………………………………………14

Библиографический список………………….…………………….....................15


Введение

Поучитесь у известного поэта В.С.Кудлачёва

умению преодолевать трудности,

искренне радоваться жизни

и бережно любить нашу Родину –

милую сердцу Беларусь.

В. Липский[3, с.5]

 

Можно с полным правом сказать, что наш гродненский поэт Виктор Семенович Кудлачёв относится к той когорте белорусских писателей, которые внесли свой вклад в развитие детской литературы и духовное воспитание подрастающего поколения.

В.С.Кудлачёв – почётный член Союза писателей Беларуси, автор 22 книг (преимущественно для детей), дважды дипломант республиканских литературных конкурсов в номинации “Детская литература”,  лауреат областной премии имени А.Дубко Гродненского облисполкома. Его имя  внесено в областную Книгу Славы Гродненской области с вручением нагрудного знака. Имя Кудлачёва носит библиотека Гродненского гуманитарного колледжа – филиала ГрГу имени Я.Купалы. За вклад в развитие белорусской литературы поэт награждён медалью Союза писателей Беларуси.

Стихи В.С.Кудлачёва – в 54 коллективных сборниках, альманах, журналах, учебниках и методических пособиях. Около 70 стихотворений стали песнями благодаря российскому композитору Геннадию Чебакову. Творчество В.Кудлачёва ярко иллюстрируют известные белорусские художники С.Волков, Н.Сустова, Д.Аракчеева.

Книги гродненского поэта В.Кудлачёва  «Нарисую город Гродно» и «Здравствуй, Гродно!» привлекли наше внимание как образец высокого художественного патриотического слова, наполненного теплотой и светом любви к родному городу, к детям. В творчестве В.С.Кудлачёва наш родной город открывается светлыми красками поэзии. Ощущение прекрасного в душе – это путь к духовности. Таким образом, вместе с автором мы совершаем поэтическое путешествие по родному городу, чтобы еще больше полюбить его. В этом и заключается актуальность данной работы.

Цель работы: исследовать, как раскрывается тема города Гродно в творчестве белорусского поэта В.С.Кудлачёва.

 

 

Задачи:

· через анкетирование выявить уровень осведомленности учащихся гимназии о современных белорусских поэтах;

· познакомиться с биографией белорусского поэта В.С.Кудлачёва;

· выявить художественные особенности и жанровое разнообразие детских стихотворений поэта о городе Гродно;

· проследить, как в творчестве В.С.Кудлачёва раскрывается тема истории Гродно и его героев.

Объект исследования: жизнь и творчество белорусского поэта В.С.Кудлачёва.

     Предмет исследования: стихи В.С.Кудлачёва, опубликованные в книгах «Нарисую город Гродно», «Здравствуй, Гродно!».

      Используемые методы: анкетирование, интервьюирование,  анализ, обобщение.

       Научная новизна работы определяется тем, что в подобном объёме и под избранным нами углом зрения творчество В.С.Кудлачёва рассматривается впервые.

Практическая значимость работы состоит в том, что её материалы можно использовать на классных часах “Знаменитые люди г. Гродно”, в процессе проведения литературных гостиных, литературных встреч.

Гипотеза: стихи В.С.Кудлачева помогают лучше узнать город Гродно и еще больше полюбить  его.


Глава 1. Тема города Гродно как составная часть биографии поэта

В процесс создания работы мы провели анкетирование среди учащихся 6-х классов нашей гимназии с целью выявления уровня интереса к детской литературе, осведомлённости о наших белорусских поэтах, живущих в городе Гродно. Результат оказался следующим:  72% респондентов любят читать произведения детской литературы, 89% учащихся не знакомы с творчеством гродненских детских поэтов и лишь 11% читали книгу “Здравствуй, Гродно!” В.С.Кудлачёва, которая имеется в наличии в гимназической бибилиотеке.

Вот почему мы решили уделить пристальное внимание изучению биографии и творчества белорусского поэта В.С.Кудлачёва.

Своё довоенное детство В.С.Кудлачёв провел в д. Сластёны Дрибинского района Могилёвской области в большой крестьянской семье. Вместе они пережили фашистскую оккупацию. Когда в 1945 году девятилетний Витя Кудлачёв был ранен недалеко от своего родного дома, для мальчика начался новый, очень нелёгкий этап его жизни. Вот как он пишет об этом в книге «Война глазами ребёнка»: «Рядом с тропинкой взорвалась фашистская мина, таившаяся в земле. Она прогремела, как эхо недавно окончившейся войны.

Осколки задели почти каждого из нас. Мне они врезались в глаза. Падая на землю, я закричал:

– Меня убило!

– Нет, нет! Тебя только ранило! – сказал кто-то надо мной.

– А почему так темно? Ничего не видно!

От сильной боли  ответа я не услышал. Я тогда еще не знал, что солнце погасло для меня навсегда» [3, с. 26].

До 1947 года его лечили в Минском госпитале, но зрение «уходило». И тогда врач сказал ему: «Витя! Надо ехать в Гродно. Там есть единственная в Беларуси школа-интернат для детей с нарушениями зрения. Там тебя научат читать и писать по системе Брайля».

Так Гродно стал его второй родиной. Город, которому он благодарен за помощь, поддержку, за друзей, за вдохновение и радость творчества, за признание его таланта и, наконец, за жизнь,  наполненную глубоким смыслом служения народу.

В 1947 году 11-летний Виктор еще немного видел. Он запоминал улицы, парк над Городничанкой. Но темнота надвигалась, а он не сдавался: учился, поступил в музыкальную школу по классу баяна, закончил Гродненское музыкально-педагогическое училище, затем 52 года работал учителем музыки в родном интернате. И появились первые стихи. В 1991 году стал членом Союза писателей Республики Беларусь. Семья, сын, друзья, радость работы и творчества – все это на теплой, гостеприимной гродненской земле.

Став писателем, Виктор Семенович часто встречался с детьми детских садов, школ. Однажды в 1992 году он стал участником праздника, посвященного Гродно. Эта тема захватила его надолго. Первая маленькая книжечка «Нарисую город Гродно» с легкими графическими рисунками была издана в 1993 году тиражом 15 тысяч экземпляров. В том же году отделом Международного книгообмена Национальной библиотеки «Нарисую город Гродно» была отправлена в библиотеку Конгресса США, Британскую публичную библиотеку (Славянский отдел), Гарвардский, Варшавский и  Краковский университеты, немецкую государственную библиотеку в Берлине.

Прошло 10 лет, и поэт подарил своей книге новое дыхание. При активном содействии Гродненского горисполкома книга была издана в великолепной полиграфии. Содержание её наполнилось новыми стихами поэта. Гродненский поэт Г. И. Раик сделал великолепные переводы на белорусский язык, и книга стала, как вся Беларусь, двуязычной. Яркие образные иллюстрации к каждому стихотворению сделали учащиеся Гродненской детской художественной школы.

12 сентября 2003 года в Доме культуры состоялась презентация второго издания книги «Нарисую город Гродно», на которой как подарок была вручена книга каждому юному художнику.

Гродненская тематика по-прежнему продолжала волновать В.С. Кудлачёва, и через 13 лет свет увидела новая книга «Здравствуй, Гродно!». Книга также издана на русском и белорусском языках (переводчик Раик Г.И.).

Стихи В.Кудлачёва на белорусском языке удивительно созвучны с русским вариантом. Думается, что они родились на белорусской земле, потому так легко переводятся на язык Беларуси.


 

Глава 2. Художественные особенности и жанровое разнообразие

детских стихов В.С.Кудлачёва о городе Гродно

 

Дети, в какой бы стране они ни жили, познают мир впервые. И очень важно, чтобы этот мир был представлен им понятно, а главное, по-доброму. Любимое изречение Виктора Семёновича: «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше!»

Анализируя детские стихи белорусского поэта, мы опирались на материалы статьи К.И.Чуковского «Заповеди для детских писателей»  и пришли к выводу, что, во-первых, стихи для детей В.С.Кудлачёва искренние, простые и понятные. Они написаны безупречным русским языком.

 

 


Здравствуй, Гродно, мой родной –

Город древний над рекой!

Ты растёшь, и я расту,

В третий класс уже пойду.

Успеваю в школе я,

И мечта есть у меня:

Книжек много прочитать

И про Гродно все узнать.

 

 


 «Здравствуй, Гродно!» [4, с. 3]

 

В этом стихотворении используются максимально простые предложения, понятные для ребёнка. Небольшое количество эпитетов («родной», «древний»), метафора («ты растёшь»), хорей, придающий стихам бодрость, радость, мужские рифмы, чёткий ритм способствуют лёгкому восприятию стихотворного текста малышами. Эти стихи легко произносятся, легко запоминаются. Чистота рифм интуитивно вырабатывает у детей поэтический слух: тот, кто слушает в детстве много хороших стихов, во взрослом возрасте обычно легко рифмует слова и быстро запоминает стихи, а значит, хорошо учится.

Во-вторых,  стихи В.С.Кудлачёва невелики по объему. Это и понятно. Ведь  ребёнок в силу своего возраста не может сконцентрировать внимание на большом стихотворении, он быстро устаёт, нуждается в переключении внимания, в разнообразии. Поэт легко справляется с этой проблемой: он умеет в маленьком объёме стихотворения внятно и лаконично выразить свою мысль, вовремя её закончить, подать её интересно и понятно.

 

 


Мы с бабушкой в Пышках гуляли

И ароматы собирали.

Две сумки маминых больших

Собрали запахов лесных.

И принесли их прямо в дом,

И, как в лесу, теперь живем.

Мы дышим воздухом душистым,

Зелёным, свежим и смолистым.

 

 


 «Мы с бабушкой» [2, с. 51]

 

Всего лишь два катрена, а сколько любви к родным местам, природе, миру высказаны через умело подобранные замечательные сказочные метафоры, насыщенные эпитеты, сравнение!

В-третьих, В.С.Кудлачёв широко использует в своих стихотворениях визуальные образы.

 

 


В парке я гулял во сне,

И не страшно было мне.

Ночь глухая, тишина,

В тучах спряталась луна.

Парк Коложский над рекой

Был окутан темнотой.

Ёж под кустиком сидел

С аппетитом что-то ел…

 

 


 «Маме расскажу» [4, с. 12]

 

Это стихотворение напоминает калейдоскоп, в котором картинки постоянно меняются, и ребёнок видит глухую, тёмную ночь, луну, спрятавшуюся в облаках, огромный Коложский парк над рекой, ежа, занятого едой. Привлекает таинственность, острота впечатлений маленького героя. Дети мыслят образами, а это стихотворение легко визуализируется. Нам думается, чем легче стихотворение перекладывается на образы, тем легче ребенку будет войти в мир поэзии, представить себе реальность действия, показанную в стихах, заинтересоваться ими.

  В-четвёртых, главная роль в стихах В.С.Кудлачёва отводится ребёнку. Это либо стихи от имени ребёнка («Я мечтаю», «Побегу на Нёман», «Буду кузнецом», «Хочу строителем быть»),  либо от лица его сверстника («Расскажу друзьям»), либо истории про персонажей, сотворённых авторской фантазией, которые мыслят и действуют так, как понятно детям («На Лососянке»).

Обратимся к стихотворению «Фотографирую зверей» [4, с. 18].

 

 


По зоопарку я хожу

И аппарат в руках держу,

Фотографирую зверей,

Птиц, черепашек и ежей,

И обезьянок, и зайчат,

И косолапых медвежат,

Орлов и зубра-великана,

Верблюда, льва и пеликана.

Потом куплю большой альбом

И помещу все снимки в нём,

Ребятам в классе покажу,

Про зоопарк наш расскажу.

 

 


Стихотворение, написанное от лица ребенка, несёт в себе огромное воспитательное значение. Лирический герой с любовью относится к животным (об этом свидетельствуют уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных), он фотографирует зверей на память, он хочет поделиться своими впечатлениями от увиденного с одноклассниками. Ребенок познает мир, расширяет свой кругозор  за счёт ресурсов, имеющихся в нашем городе, учится любить окружающее.

В-пятых, большинство стихотворений для детей В.С.Кудлачёва сюжетны. В трогательном стихотворении «В посёлке» [2, с. 87] речь идет про заблудившегося в Южном посёлке щенка, которого спасает мальчик из Вертелишек:

 

 


С тех пор мы с ним вместе

Повсюду вдвоём,

Надежной и верною

Дружбой живём.

 

 


Читаешь стихотворение, и создаётся ощущение, что автор с тонким юмором взрослого человека заглядывает в ребёнка и при этом живёт не рядом с ним, а в нём самом. Это чудесное перевоплощение – отличительная черта творчества поэта Виктора Кудлачёва.

Нельзя не отметить жанровое разнообразие произведений В.С.Кудлачёва: это и лирические стихотворения, посвященные родному городу (“Я давно в тебя влюблён”, “Радуется сердце”, “Поёт река”), и пейзажная лирика (“Швейцарская долина”, “Осень”, “Берёзка”, “Дуб над Нёманом”),   и сказки (“Как рак помог петушку”, “Рыболов”), есть у него и небыличка “В зоопарке”, считалочка “Будем улицы запоминать”, загадка “Три речки”.

И во всех произведениях поэта чувствуется его горячая любовь к городу Гродно, уважение к его истории, людям, живущим в этом городе, к окружающей природе. Отрадно, что  эти высокие чувства через поэтическое слово передаются и маленьким читателям.

 

 


Глава 3. Тема истории города и его героев. Городские маршруты

 

Книги о Гродно часто инсценируют как игры-путешествия. В ряде гродненских детских садов «путеводителем» становится «художник» с кистью в руке, который вместе с автором и детьми «рисует» родной город, заполняя его разноцветными красками стихов.

Действительно, в самих названиях «Нарисую город Гродно», «Здравствуй, Гродно!» заложена тема знакомства с городом и проникновение в самые разные его уголки с помощью художественного слова.

Как отмечает во вступительной статье к книге «Нарисую город Гродно» гродненская писательница Ирина Фоменкова, «эта книга – солнечный гимн родному городу… Вместе с автором вы в гулкой ранней тишине представите бой с крестоносцами на Замковой горе, прогуляетесь по старинным узеньким улочкам, хранящим прошлого печать,  прислушаетесь к колокольному звону, идущему из глубины веков…  » [2, c. 5].

Очень тонко почувствовала стихи нашего поэта учащаяся 11 класса гимназии № 3 г. Минска. “На жаль, – пишет она, – я ніколі не была ў Гародне, таму кніга Віктара Сямёнавіча стала для мяне своеасаблівым даведнікам, з дапамогай якога я і пазнаёмілася з гэтым цудоўным месцам… Аўтар з дапамогай мастацкіх тропаў і адпаведных параўнанняў апісвае Гродна, і чытач пачынае яскрава ўяўляць горад і захапляцца яго самабытнай прыгажосцю” [5, с. 7].

Самое начало путешествия – Замковая гора. Отсюда, на слиянии двух рек – Нёмана и Городничанки –  начинался наш город.

 

 


Утром ранним на заре

Был на Замковой горе,

Любовался высотой,

Наслаждался тишиной…

Вдруг, как будто бы во сне,

В гулкой ранней тишине

Храп услышал лошадей,

Звон мечей и стон людей –

С крестоносцами шёл бой

Возле замка под горой…

 

 


«На Замковой горе» [2, с. 9]

 

В XII-XIII веках крестоносцы обосновались на берегах Балтики, не раз совершали набеги на нашу землю, сопровождавшиеся кровавыми побоищами. Среди героев, защищавших город, был князь, глава гродненской дружины, талантливый полководец Давид Городенский.

В стихотворении «Давид Городенский» [4, с. 26] слышна тяжёлая ритмичная поступь воинов, преобладает интонация прославления.


Когда-то он гродненским

Старостой был,

На битву с врагами

Дружину водил.

Громил чужеземцев,

Свой край защищал,

Пощады незваным

Гостям не давал.

Гордится им город

И память хранит –

Давид Городенский

У нас не забыт


Пройдём с автором по узеньким улочкам, любовно сохранённым народом для истории.


Узенькие улочки –

Прошлого печать.

Я люблю по улочкам

В поздний час гулять…

Дух веков немеркнущий

В тишине ловлю…

Узенькие улочки,

Как я вас люблю!

 

 


 «Улочки» [2, с. 19]

 

А уже где-то там, недалеко «как песня, льётся колокольный звон». Это зовёт нас древний памятник – Коложа, и «нет в городе этого места дороже, чем наша старинная церковь Коложа» («Коложа» [2, с. 13]). Виктор Семёнович рассказал нам, что сам со стороны Нёмана забрался на высокую гору, побывал в храме, поговорил со священником. Потому и льются строки любви от сердца к сердцу:

 

 


… И я пред Коложей

Стою и волнуюсь,

Великим творением

Предков любуюсь.

 

 


Поэт ведет нас и на Советскую площадь, и на улицу Ожешко, и в парк Жилибера, и в музей Богдановича, и на Курган Славы. Он знает легенды о городе, ставшие частью его истории.

 

Лесной олень, бегущий гордо

С крестом блестящим меж рогов.

Старинный герб седого Гродно

Давно промчавшихся веков.

 

  «Олень» [2, с. 15]

 

Затем поэт приводит читателя к другому памятнику:

 

На пьедестале танк застыл,

Что в дни войны фашистов бил.

Теперь на площади стоит,

Как часовой, вперед глядит.

 

 «Танк на пьедестале» [2, с. 67]

 

А у Кургана Славы «зеленеют травы! В дни великих праздников вновь сюда придём… Славу предков наших дальше понесём!» («У Кургана Славы» [2, с. 48]).

Каждое слово поэта отточено, как штык, и это призыв: «Помните!» Воспитательная, патриотическая сила этих стихов не имеет границ. По мнению римского поэта-сатирика Ювенала, «детству следует оказывать величайшее уважение». И это бесспорно. Ведь почти все основные черты характера, в том числе и мировоззрение,  формируются у человека еще до школы.

Иногда поэтическое путешествие по родному городу включает в себя просто перечисление исторических достопримечательностей. Оно напоминает  кадры кино, но не застывшие, не немые, а говорящие, наполненные жизнью.

 

 


Советская площадь

Главная наша.

Нет её в Гродно

Просторней и краше.

Здесь Фарный костел

И аптека-музей,

И памятник-танк

Исторических дней.


 

Концерты и ярмарки –

Площадь живёт…

         И дети приходят,

И взрослый народ.

 

 


«Главная площадь» [4, с. 6].

 

Это «калейдоскоп» детского восприятия окружающего мира. В глубь этих слов ребёнок войдёт позже, а сейчас – картинка и, возможно, лёгкий рассказ стоящей рядом мамы…

Вот В.С.Кудлачёв  приглашает нас в дом-музей М.Богдановича, где великий поэт провёл свое детство:

 

 


Сегодня в музее

Всем классом мы были,

По комнатам старого дома ходили.

Здесь жил Богданович,

Поэт наш известный.

Экскурсия очень была интересной!

 

 


«В музее» [2, с. 21]

 

Можно побывать в гостях у Элизы Ожешко («Тихая улица» [2, с. 23]):

 

 


Тихая улица,

Дом небольшой,

Липы с каштанами,

Парк городской.

Рядом речушка

Спокойно течёт

Грустную песенку тихо поёт.

В доме Элиза Ожешко жила,

Книги писала…

 


Стихи о литературной славе Гродненщины вплетаются в чудесные картины природы. Предлагаем стихотворение «Дуб над Нёманам» [4, с. 24] в переводе Г.Раика на белорусский язык:

 

 


Бурамі нязломаны –

Дуб стары над Нёманам.

Шалясціць зялёным лісцем

Над абрывам, як калісьці,

Пад завеямі, вятрамі

Не сагнуўся ён з гадамі.

І глядзіць нястомлена,

Горда ў воды Нёмана.


 


Зелёные травы, голубое небо, яркое солнце, серебристая Городничанка, хвойные ароматы лесопарка Пышки, приветливая река Лососянка – это Гродно в многоцветье природы.

Виктор Семёнович рассказывал нам, как не раз встречал ребят, рисующих Румлёвский парк, где он часто отдыхает. Он заговорил с юным художником и узнал, что в Гродненской художественной школе проходит конкурс на лучший рисунок к стихам рукописи поэта В.Кудлачёва «Нарисую город Гродно». Тогда и родилась идея использовать эти рисунки как иллюстрации книги.

Так на иллюстрации ученицы М.Гулида  (13 лет) к стихотворению-загадке «Три речки» изображены три прекрасные девушки, по длинным синим платьям которых плывут серебристые рыбки.

Стихотворение «Здравствуй, Гродно!» Колесинская Н. (12 лет) сопроводила рисунком девочки, которая мчится на роликах по Замковой улице. Руки её взметнулись к небу, а над ней летят голуби.

 “Дзятва адчувае прыгажосць і цеплыню яго вершаў, якія і іх натхняюць на творчасць. Усе ілюстрацыі ў кнізе зроблены дзецьмі, – пишет О.Лещенко. – І прызнаюся шчыра, вельмі ўразілі мяне. Уразіла тое ўзаемаразуменне, той творчы кантакт, які здолеў усталяваць аўтар з падлеткамі” [5, с. 7].

Таким образом, поэтическая экскурсия по родному городу, представленная в книгах В.С.Кудлачёва, необычайно познавательна. Он так образно и просто рассказывает о родном городе, что видишь его заново душой и сердцем.

 

 


Заключение

 

Интерес к творчеству нашего знаменитого белорусского поэта В.С.Кудлачёва побудил нас изучить его биографию, которая помогла нам осмыслить его глубокий интерес  к теме города Гродно.

В процессе анализа стихов, опубликованных в книгах «Нарисую город Гродно» и «Здравствуй, Гродно!», мы попытались выявить их художественные особенности и жанровое разнообразие, для того чтобы понять, чем они могут быть привлекательными для детей.

   Мы проследили, как раскрывается тема истории города Гродно и его героев в творчестве поэта,  и пришли к выводу, что стихи Виктора Семёновича стимулируют воспитание нравственных людей, достойных граждан своего Отечества.

Сам Виктор Семёнович так пишет про себя:

 

Война поступила жестоко со мной –

Глаза опалила взрывною волной,

С тех пор я не вижу

Ни солнца, ни туч,

Но в сердце горит вдохновения луч[1, с. 4].

 

И благодаря этому лучу, страницы книг поэта озаряются необычным светом добра, счастья и чистоты, светом, которым он делится с детьми, помогая им лучше познать, понять и полюбить этот мир. Мы считаем, что гипотеза, высказанная во введении, подтвердилась.

 

 

Библиографический список

 

1.                   Заболоцкая, Л.И. Когда дети смеются / Л.И.Заболоцкая //  Мн.: Адукацыя і выхаванне. – 2006. –  № 10. – С. 3–5.

2.                   Кудлачёв, В.С. Нарисую город Гродно: Стихи  /  В.С.Кудлачёв  – Гродно: ГОУПП «Гродн. тип.» – 2003. – 92 с.

3.                   Кудлачёв, В.С. Война глазами ребенка  /  В.С.Кудлачёв – Мн.: Бел. Энциклопедия им. П.Бровки, 2014. –  80 с.

4.                   Кудлачёв, В.С. Здравствуй, Гродно! Сборник стихов  /  В.С.Кудлачёв  – Гродно: ГОУПП «Гродн. тип.» – 2016. – 41 с.

5.                   Лешчанка, О. Ёсць у паэта слова / О. Лешчанка  // ЛіМ. – 2004. – № 13. – С.7.

6.                   Чуковский, К.И. Заповеди для детских писателей / К.И.Чуковский [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://www.stihi.ru/2012/07/19/5950. – Дата доступа: 20.12.2016